В галерее Ульяновского союза художников открылась персональная выставка художника из Павловки Владимира Зинина, посвященная его 80-летию.
Уже сам факт, что работы Владимира Николаевича, никогда не рвавшегося в эту творческую организацию, представлены в ее галерее, говорит о признании Зинина как профессионала.
Почти всю жизнь он прожил в далекой Павловке. Там, на природе, быть художником для него столь же естественно, как дышать, как любить’. После окончания Пензенского художественного училища в 1957 году Зинин учил детей рисованию и черчению, а через десять лет начал заниматься только творчеством как художник и скульптор. Это, впрочем, не освобождало его от каждодневных забот об огороде и скотине.
Семь лет назад он сам и его творчество стали открытием в буквальном смысле слова. Директор Ульяновского областного художественного музея Татьяна Верещагина вспоминала в галерее УСХ, как в 1999 году она приехала в гости к Владимиру Николаевичу, и тот устроил для нее в своем саду под яблонями и шиповником импровизированный вернисаж. Гостья ахнула:
сколько там было шедевров! Многие из тех работ потом вошли в экспозицию первой в жизни 73-летнего живописца выставки, которая состоялась в художественном музее. Побывавший на ней атташе по культуре Швеции Йохан Эберг был потрясен увиденным и назвал Зинина гениальным русским художником.
И вот вновь ульяновцы могут повстречаться с картинами мастера из Павловки. Более сотни полотен – это целая живописная Вселенная под названием «Русская деревня», это жизнь в глубинке с ее мудрой простотой, с хлопотами, связанными с добыванием хлеба насущного.
Сбор яблок в сумерках живописец превратил в колдовской, почти языческий карнавал: Женские фигуры движутся в каком-то магическом танце среди, нет, не яблонь, скорее – древ познания, и красные яблоки светятся на них подобно ярким фонарикам… Ощущение радости от огромного букета цветов в красном ведре. Впечатление, что художник трепетал от счастья, живописуя эту хрупкую летнюю красоту. А на заднем плане чуть намечены контуры мужчины и его спутницы с маленьким ребенком на руках, у них тоже пора молодости, пора цветения… А вот пышнотелая женщина протягивает вам что-то вкусное на тарелке. Такая не отпустит, не накормив, не приласкав словом, не откажет в просьбе страждущему, даст приют бездомному… Как яркий многоцветный витраж, пронизанный светом, – портрет дочери, музы-художницы. Мир мечтательной и восторженной юной девушки соткан из лоскутков-фрагментов со Снежной королевой, Царевной морской, с храмами и деревенскими избами, с кистями и красками. И сама она словно сказочный персонаж – маленькая волшебница, несущая в мир любовь и добро…
Владимир Николаевич известен как автор серии пейзажей для двух картинных галерей в Шалкино и Баклушах. К сожалению, большая часть работ погибла. Но сохранились его скульптуры в селах Евлейка и Шиковка. Это сложные многофигурные композиции в память о воинах, погибших в Великую Отечественную войну.
– Не задолжать бы людям и Богу, чтобы не пришлось каяться, что не успел что-то доделать! – говорит умудренный жизнью художник.
Много лет он пишет одну большую картину, полотно всей своей жизни. Эта пейзаж с огромным небом над родной землей. Небеса -переливающиеся, радужные, такие, какие были в его детстве. Завершить работу сложно без светлой просторной мастерской, которой у Зинина нет и никогда не было. Летом и осенью, пока тепло, приходится работать на свежем воздухе. Он успеет, непременно успеет, и мы еще увидим небо его детства и в очередной раз подивимся мастерству и таланту этого самобытного художника…
Ирина Морозова