Говорят от сумы и от тюрьмы нельзя зарекаться. И от болезни тоже. Не по своей воле человек становится пациентом. И тогда ему приходится противостоять не только болезни, но и всему, что связано с ее лечением

Россиянина очередями не испугаешь. В свое время отстаивали и за маслом, и за продуктами, что на талоны выдавались, и в кино…. И все же, когда стоишь за деликатесом или в театр, у тебя есть выбор: остаться или уйти. А если нужно попасть к врачу? По статистике, самые длинные очереди в России – в поликлиниках.

И нам в редакцию последние месяцы все чаще звонят с жалобами на очереди в поликлиниках. Если учесть, что в поликлинику здоровые ходят редко, то ясно, что проблема серьезная, и решать ее необходимо. Газета же в данном случае может лишь показать болевые точки. Лечить — дело здравоохранения.

31 октября корреспонденты «Димитровград-панорамы» по просьбе горожан побывали в поликлиниках Димитровградской городской больницы №1 и №2.

Что же открылось их взгляду?

Шесть часов пятьдесят семь минут. Здание поликлиники в западной части города можно узнать по толпе, пестреющей на фоне фасада и заполнившей даже часть двора поликлиники. Занявшие очередь с пяти-шести утра, уже «в первых рядах» и греются в тамбуре поликлиники, между внутренними и наружными дверями.

Стоят за талонами к терапевтам, окулисту, стоматологу, на электрокардиограмму.

— Три раза пытался попасть к окулисту, плюнул и ушел. Но болезнь-то никуда не ушла, и я снова здесь, — сокрушается немолодой мужчина.

— А мне мама в пять часов заняла очередь за талончиком, вон она уже впереди, — с грустной улыбкой сообщает женщина, и добавляет уже с другой интонацией. — А вдруг не достанет талон?

— Я хочу попасть к эндокринологу, — включается в разговор пенсионерка. – Частенько бывает: придешь, а талонов уже нет.

— А вот платно – хорошо, — замечают из очереди, — я заплатил сто шестьдесят пять рублей – и сразу прошел.

— Вы бы вчера посмотрели, какая тут толпа была! В понедельник хуже всего.

Двери в поликлинику отрываются вовремя. На часах поликлиники восемь. Их просто не успели перевести на зимнее время. Толпа медленно, напряженно просачивается в помещение.

— Сейчас еще благодать, — замечает одна из пациенток, — зимой мы здесь на морозе стоим.

Постепенно народ заполняет холл и выстраивается возле окошек регистратуры. Здесь и молодые люди, и средних лет, и сгорбленные старушки с палочками. Всех объединяет одно: желание взять талон и попасть к врачу.

— Мне надо к лор-врачу, но нигде не могу узнать, когда он принимает. Беда в том, что информация не доступна. Подойти к окошкам вне очереди невозможно – стена. Простоишь час в очереди, и потом узнаешь, что твоего специалиста не будет. Сегодня хоть девушка вышла из регистратуры и объявила, что к невропатологу талонов больше нет. Обычно я прихожу к семи, в регистратуру стою не более получаса, но тогда к своему участковому в очереди сижу два часа. А если прийти в шесть – на улице простоишь…

— А я давно хожу к глазному, — из очереди к нам подходит пожилая женщина, — всегда занимаю очередь за талоном в семь. И у врача сижу около часа.

— К невропатологу дают мало талонов. Я сегодня выстояла полтора часа, подошла к окошку – талонов нет. Куда они деваются?

Заходит мужчина в рабочей одежде:

— Пятый раз пытаюсь попасть на электрокардиограмму – талоны кончаются. На ЭКГ меня направил врач. Вот сейчас я с ночной смены. Попытаюсь еще раз.

В семь часов двадцать минут возле регистратуры остается уже человек тридцать пять. Заворачиваем в правое крыло. Вот уж где тишина и порядок, так это в очереди на анализ крови для определения холестерина и сахара.

А в левом крыле первого этажа — шум. Это отдельная очередь — за талонами к стоматологу.

— Мы с полшестого-шести утра возле дверей поликлиники, — объясняют люди, — а теперь еще сюда за талонами. А здесь, видите, какая давка! Вот мужчина пришел пятнадцать минут шестого, был вторым. Нам сказали, что сегодня к стоматологам только по четыре талона. А ведь еще отстояли в регистратуру за талонами амбулаторного пациента, потом сюда, за талонами к стоматологу. А еще и в очереди к врачу придется ждать. Если повезет.

Люди, перебивая друг друга, рассказывают о том, что не могут полечить зубы.

— Мне врач положила в зуб лекарство в прошлый понедельник, а я до сих пор не могу достать талон.

— Поставили временную пломбу, не могу попасть к врачу. Абсурд какой-то!

И все же тяжелее всего приходится тем, кто пришел сдать кровь в клинико-диагностическую лабораторию. Лаборатория находится на втором этаже, а очередь заполнила три лестничных пролета – от первого до второго. Усталые печальные лица. Здесь даже не возмущаются, а только машут рукой: «Что говорить?»

Двери в коридор открывают без двадцати пяти восемь.

— Чистоту наводят, — обиженно говорит старушка, — а я стоять уже не могу. Кому до меня здесь есть дело?

— А я гипертоник, — жалуется другая, — я вообще еле пришла…

К десяти утра едем в поликлинику Димитровградской городской больницы № 2.

Очереди в регистратуру уже нет. Говорят – рассосалась.

Возле кабинета хирурга пятеро. Но вот взять талончик к некоторым узким специалистам, здесь не всегда просто. Порой, говорят люди, приходилось ходить по три дня.

Чтобы попасть на прием к одному из участковых терапевтов, люди пришли за талонами в девятом часу. Теперь ждут своей очереди в кабинет, и не сетуют. Одиннадцатый час. Уже три часа в поликлинике. Ох, и терпелив наш человек.

— Мы уж привыкли ждать не меньше часа, — смиренно объясняет одна из женщин.

К эндокринологу — живая очередь. Точнее, «чуть живая». В девять утра талонов уже не было. Высидели у кабинета полтора часа. Но это ведь еще не финал…

У кабинета лорврача человек шесть. Как правило, всех ставили на очередь участковые терапевты.

— Я — повторно, мне врач дал талон заранее. Сижу пока полчаса. Это вообще красота.

На пятом этаже заполнены лавочки возле двери невропатолога. К одиннадцатому часу ряды пациентов поредели. С утра, по словам пациентов, к невропатологу было всего три талона. Один из пациентов признался, что приходит за талоном в шестом часу утра. Для того чтобы одолеть двухчасовой «сидячий» марафон к невропатологу, подумалось нам, надо иметь все же крепкие нервы…

Многолюдно в коридоре возле кабинета УЗИ. Здесь все смешалось: кто платно, кто – без. Можешь записаться за два месяца, а можешь прийти сразу. Все равно придется ждать. Во вторник, в момент нашего посещения, здесь всего два десятка человек, хотя бывает в два раза больше. Беременные терпеливо ждут. Когда час, когда – три. Благо предвестников пока нет.

— Сейчас запись идет на декабрь, — говорит одна из пациенток, — но здесь очень хороший специалист, хочу попасть к ней. На направлении доктор мне поставила время очереди. А кто же меня пропустит?

Уходим, но обещаем вернуться. Думается о грустном. Что на этой земле принадлежит человеку? Здоровье? Время? И то, и другое в очередях растрачивается. Здесь в голову так и лезут мысли о собственной ненужности и беззащитности.

И все же мы еще ждем перемен к лучшему. Ведь здравоохранение стараются перестроить. Наверное, ему тоже нужна помощь, и, если найти умное решение, все пойдет на лад.

Если до этого дойдет очередь…

P.S. Мы в этой публикации мы не касались проблем качества медицинской помощи. Это отдельная тема. Говорят, труднее всего ждать и догонять. Но если здравоохранение избавит нас от тягостных ожиданий, то в догонялки мы еще поиграем. Как думаете?