Корреспондент «Комсомолки» побывал на экскурсии в новом СИЗО, построенном в Димитровграде
В Ульяновской области появятся «VIP»-камеры со всеми удобствами для «совершенно конкретных пацанов»! Эту сногсшибательную новость мне сообщили в родной редакции. После громкого обсуждения темы – мол, теперь зеки у нас будут сидеть с комфортом – меня решили отправить в Димитровград. Точнее, в тюрьму. Именно в городе ядерщиков, на территории ЮН-78/Т построили новый корпус с комфортабельными камерами.
В Управлении исполнения наказании, к счастью, сажать меня категорически отказались. А вот показать «VIP»-камеры согласились. Тем более, что в ЮН-78/Т как раз должно было состояться открытие «свежеотстроенного» корпуса.
Попечительский совет для рецидивистов
Первая линия «обороны» димитровградской тюрьмы меня не впечатлила. Хлипкий деревянный заборчик с колючей проколкой не остановил бы и детсадовцев. Ни тебе рва с крокодилами, ни контрольно-следовой полосы… Однако, оказалось что это лишь «декорация». За заборчиком обнаружилась высоченная стена, вышки и прочие атрибуты зоны.
Перед тем как отправить журналистов за решетку, руководство тюрьмы провело небольшую пресс-конференцию. Оказалось, что у ЮН-78/Т масса событий. Во-первых, это открытие нового корпуса. А во-вторых, появление попечительского совета. В него вошло 13 человек: пара сотрудников пенитенциарной системы, клирик димитровградского Свято-Никольского кафедрального собора и…частные предприниматели, а также директора разнокалиберных предприятий. Среди них нашелся даже один иногородний – руководитель одного из тольяттинских ООО. Вот как люди переживают за условия пребывания преступников! Возглавил попечительский совет заместитель главы Димитровграда госпожа Караулова. Она сразу заявила, что не собирается создавать для осужденных каких-то «особых» условий. А временный исполняющий директор тюрьмы Олег Кулебякин как бы невзначай напомнил, что в тюрьме у них сидят не мелкие хулиганы, а рецидивисты, совершившие тяжкие преступления. То есть, конечно, с одной стороны, они члены общества. А с другой – убийцы, вымогатели и грабители. Причем эти осужденные так «хорошо» себя зарекомендовали на зонах строгого режима (где сидели до этого), что их были вынуждены перевести в тюрьму. А, стало быть, ужесточить условия содержания.
После этих слов мне окончательно расхотелось «обживать» новый корпус…
В зеков вложат миллиарды рублей
Как выяснилось, новый корпус построили не для осужденных, а для тех, кто может им стать. То есть для граждан, которых изолируют от общества на время следствия. А там уж как суд решит. Строительство финансировалось из федерального бюджета – на все про все ушло 12 миллионов рублей. Оказывается, в России есть программа, направленная на улучшение условий содержания лиц, заключенных под стражу или приговоренных к лишению свободы. То есть в нашей стране решили, что «сидеть» должны по международным стандартам. Эти обязательства появились, когда Россия вступила в совет Европы. Программа рассчитана до 2016 года. На ее реализацию предусмотрено выделить аж 54 миллиарда рубля! Причем 42 из них будут потрачены на строительство и реконструкцию помещений. Особое внимание уделят тюрьмам, следственным изоляторам и детским воспитательным колониям.
Зайти легко, а выйти сложно
– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, – с этими словами Олег Кулебякин повел нас в тюрьму. Сотрудница исправительного учреждения с ярко зелеными тенями вокруг глаз (наверное, чтобы к форме подходило) торжественно выдала мне пропуск и заставила расписаться в специальном журнале.
За спиной с грохотом захлопнулись металлические двери, щелкнули многочисленные запоры…
Продолжение читайте в среду 8 октября в газете “Комсомольская правда”.
Олег ВИДОВ.