10 ноября Российской милиции исполнится 89 лет. В преддверии праздника корреспондент “ДП” встретилась с начальником УВД Димитровграда полковником милиции С.Карповым. Мы говорили о буднях милиции, о ее проблемах…
– Такого разгула уличной преступности, как сейчас, не было никогда. В чем, по-вашему, кроются причины этого зла?
– Преступность – явление социальное. Она является зеркалом нашей жизни. И именно сегодня мы пожинаем плоды тех процессов, которые начали происходить в обществе в начале 90-х годов прошлого века. Рухнули моральные устои, изменились нравственные критерии, на смену привычным героям пришли люди, для которых не существует преград в достижении целей. Поэтому не случайно поколение, воспитанное на отрицании всяческих идеалов, назвали потерянным.
Я говорю о молодых людях, которые не стремятся работать, учиться. При этом они хотят хорошо жить. А хорошо жить для них – это иметь деньги. Ради этого многие и выходят на улицы города грабить. По их мнению, это самый легкий путь к наживе. А о падении нравственных устоев говорит то, что все чаще в роли преступников выступают на первый взгляд благополучные люди. Что толкает их на преступление? На этот вопрос они и сами порой не могут ответить. Ответ же кроется в пробелах воспитания подрастающего поколения.
Сложная обстановка на улицах не только в нашем городе. Если в Димитровграде рост уличной преступности составляет 80,1 процента, то в отдельных районах Ульяновска – более 100 процентов.
– Проблему, связанную с уличной преступностью, не раз поднимала “ДП”. Противодействию уличной преступности посвящалось и координационное совещание. Критикуя милицию, прокурор Димитровграда заметил, что эту проблему можно решить только совместными усилиями всех правоохранительных организаций, местной власти, руководителей крупных предприятий и фирм. Совещание приняло ряд конкретных мер. Претворяются ли они в жизнь?
– На совещании ставился вопрос о продлении времени работы уличного освещения. Он решен. Другие же меры частично остались на бумаге. Финансирование отряда содействия милиции НИИАРа, опыт работы которого предполагалось изучить и внедрить на других крупных предприятиях города, вот уже несколько месяцев находится под вопросом. Создание таких формирований на других градообразующих предприятиях не рассматривается. В охране общественного порядка милиции помогают лишь сотрудники частных охранных предприятий, хотя на совещании шел разговор о сотрудниках МЧС, исправительных учреждений. Не решен вопрос и с выделением предприятиями транспорта для милиции.
– Одним словом, меры, принятые на координационном совещании, остались на бумаге. Стоило ли его вообще проводить?
– Стоило. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз вынести общегородские проблемы на суд общественности.
– Почему предприятия не идут на создание отрядов содействия милиции в своих микрорайонах?
– Многие руководители ссылаются на отсутствие законов, регламентирующих деятельность таких отрядов. А какие законы мешают им помочь милиции транспортом?! Я бы рассматривал эту проблему шире. Мы живем в этом городе. Живут в нем наши дети, внуки, а также работники наших предприятий, которые вынуждены возвращаться с работы поздними вечерами. И от руководителей любого уровня (города, милиции, предприятий) зависит их безопасность.
Милиция не снимает с себя ответственности за происходящее в городе. Но сегодня она не располагает достаточными силами, чтобы обуздать уличную преступность. Готов подробнее остановиться на этой теме.
– Какую службу милиции в первую очередь необходимо укрепить кадрами?
– Роту патрульно-постовой службы – основное подразделение милиции по охране общественного порядка в городе. Сегодня ее численность недостаточна. До июля 2006 года там был 51 сотрудник. Сейчас в ППС – 74 человека. Между тем, штат роты для такого города, как наш, должен составлять минимум 150 человек. Набрать такой штат и обучить новых сотрудников – также проблема.
Сейчас же вечерние улицы города патрулируют 11 экипажей наружных служб милиции. При этом сотрудники двух из них – ОВО и ГАИ – прежде всего, должны выполнять свои специфические задачи. К примеру, если на охраняемом объекте сработает сигнализация, то милиционеры ОВО будут вынуждены выехать именно на этот объект, проигнорировав сообщение дежурного. Три машины закреплены за дежурной частью и используются на выезды групп на места происшествий (в сутки в дежурную часть поступает 40-50 сообщений). Учитывая реальную обстановку в городе, на охрану общественного порядка в городе должно заступать в три раза больше экипажей, во столько же раз необходимо увеличить и количество транспорта для дежурной части, и число следственно-оперативных групп. Из-за их нехватки не всегда удается быстро реагировать на сообщения граждан, поэтому граждане и жалуются на работу дежурной части.
– Но ведь и раньше работу этой службы не раз подвергали критике…
– И все же работа дежурной части изменилась. Дежурные реагируют на все сообщения граждан. Ведь на качественное проведение следственно-оперативных мероприятий также требуется время, и немалое.
– Реагирует ли милиция на сообщения о сборищах подростков в подъездах, громкой музыке?
– Реагирует. При поступлении сообщения о нарушении общественного порядка на место выезжает группа милиции. Экипаж не проедет и мимо пьяных. Ведь гражданин в таком состоянии может стать и жертвой преступления, и преступником. По статистике, более половины ограбленных находились в состоянии опьянения. В нашем городе высок также процент преступлений, совершаемых гражданами в пьяном виде.
– Возвращаясь к нашей главной проблеме – уличной преступности, не могу не заметить, что на улицах города милиции не видно…
– Это действительно так. Почему, я уже сказал. Чтобы милиция стала заметной, на охрану общественного порядка в каждый микрорайон города должны заступать два автопатруля и три пеших поста, образующие мини-стационарный пост милиции. Таких постов в городе нужно 11. Только тогда можно будет контролировать уличную преступность.
Сейчас же из-за нехватки личного состава многое делается за счет личного времени сотрудников милиции. В месяц каждый милиционер на охране общественного порядка отрабатывает по два дня сверх положенного по службе.
– В городе принята программа борьбы с преступностью. Когда начнется ее реализация? Какие надежды вы связываете с этим документом?
– Это программа реальная. Главное, что под нее предусмотрено финансирование. В программе заложено открытие в городе стационарных постов милиции (первый начнет работу в 2007 году), а также техническое оснащение милиции (приобретение техники, машин, обслуживание имеющегося транспорта). Милиционеры нужны на улицах. Первый пост мы откроем возле кинотеатра “Мелекесс”. При этом в летнее время планируем организовать пост милиции и на берегу Черемшана, в месте концентрации большого количества летних кафе. Десяти человек, дежуривших этим летом в прибрежной зоне, не хватало для контролирования обстановки. Ведь только в одной “Барже” собирается до двух с половиной тысяч отдыхающих. Поэтому в следующем году, если не принять адекватных мер, которые предлагает милиция, проблема обстановки в летних кафе вновь станет острой.
– 14 октября исполнился год, как вы возглавили работу городской милиции. Предполагали, с какими трудностями вам придется столкнуться?
– Конечно. Проблемы в милиции были всегда. И они решаются. Положительно решается кадровый вопрос, полностью укомплектованы основные подразделения милиции, по сравнению с прошлым годом растет число раскрытых преступлений, наведен порядок в учетно-регистрационной дисциплине.
Изменения произошли и в самом коллективе. В первую очередь изменилось отношение к службе. Много лет главным показателем в работе милиции считалась раскрываемость преступлений. Сейчас же на первую позицию поставлена учетно-регистрационная дисциплина. То есть милиции невыгодно укрывать преступления.
– Сергей Петрович, на что жалуются горожане, приходя на прием к начальнику милиции?
– На неразрешенные проблемы, существующие в городе. И не всегда они касаются работы милиции. Если раньше приходилось слышать жалобы на грубость со стороны сотрудников, на то, что не отреагировали на сообщение, то сегодня преобладают семейно-бытовые проблемы. Зачастую же приходят в милицию, чтобы решить гражданско-правовые споры, проблемы имущественного характера между родственниками.
– Беседуя о буднях милиции, мы как-то забыли о социальной поддержке сотрудников милиции. Какова зарплата в милиции? Сколько сотрудников нуждаются в жилье?..
– Сегодня решаются проблемы с местами в дошкольных учреждениях для детей сотрудников милиции. Думаем, что в следующем году решится квартирный вопрос для одного из наших сотрудников. Вообще же обеспечение милиционеров жильем не обсуждается при приеме на службу, как было раньше.
Для сотрудников милиции предусмотрены различные льготы, в том числе при проезде к месту отдыха. Зарплата же у милиционеров разная. Она зависит от стажа работы, звания, должности. К примеру, сержант милиции в первый год службы получает 4600 рублей.
Сейчас в милиции работать тяжело. Прежде всего, морально. В нашем коллективе много людей, которые пришли на службу с верой в справедливость. Но много и таких, которым просто негде было работать. При том, что в городе во многих учебных заведениях готовят юристов, профессиональных кадров не хватает. Об улучшении работы милиции можно говорить лишь после того, когда при подборе кадров будет конкуренция.
– Сегодня в стране работают четыре национальных проекта: в области образования, здравоохранения, жилья и сельского хозяйства. Какая сфера нашей жизни должна стать следующим национальным проектом?
– Борьба с преступностью. Чтобы в соответствие со временем и обстановкой был приведен штат правоохранительных органов страны, их оснащение и так далее. И главное, чтобы общественность не только контролировала милицию, но и помогала ей работать.
– Кстати, об общественности. Горожане помогают милиции раскрывать преступления?
– Почти половина уличных преступлений раскрывается по звонкам жителей города. Люди обращаются в дежурную часть. Недавно таким образом задержали квартирного вора. Жители дома на улице Терешковой увидели, как парень лез в форточку одной из квартир на первом этаже. Позвонили в милицию. Через несколько минут его задержал экипаж ОВО. Позже выяснилось, что на счету несовершеннолетнего 12 квартирных краж.
Другой пример еще более показательный. Прохожий задержал двоих грабителей, которые напали на женщину. Он уложил преступников на землю. Дождавшись приезда милиции, ушел по-английски… Такие случаи происходят периодически. И это говорит о том, что люди верят в милицию и помогают ей. Делать это приходится: к сожалению, без милиции мы пока жить не можем.
Д.НАДЕЖДИНА