На этой неделе Госдума, скорее всего, отменит минимальный порог явки на выборы. Соответствующие поправки уже прошли первое чтение. В результате теоретически выборы будут считаться состоявшимися, даже если на избирательный участок придет ОДИН человек…

«Единая Россия» – против порога явки

Законопроект об отмене минимального порога явки на прошлой неделе внес депутат Госдумы Александр Москалец («Единая Россия»). Понятно, что по этому поводу сразу появилось много комментариев разных политиков и экспертов. Чтобы представить более-менее полную картину мнений, я перечитал объем текстов (сообщений газет, радио, телевидения, Интернет-изданий), равный двум десяткам газетных страниц.

Подавляющее большинство из них – приблизительно следующего содержания: давно пора, это общепризнанная норма, принятая в странах развитой демократии.

Практически все государственные СМИ ласково убаюкивают, мол, все просто замечательно. В главных экспертах чаще всего – «единороссы». Мнение председателя ЦИК, Александра Вешнякова приводится лишь в отношении досрочного голосования. А по поводу отмены порога явки почему-то говорит Секретарь ЦИК Ольга Застрожная. Но мне все же удалось отыскать комментарий Вешнякова: «Граждане России могут расценить рекомендацию думского комитета об отмене порога минимальной явки как попытку власти упростить себе жизнь. Надо ли отменять порог явки на выборах в России — уже сейчас это, на мой взгляд, большой вопрос. Данное предложение можно считать преждевременным и радикальным». Быть может, поэтому вешняковский комментарий не интересовал официальные СМИ?..

Зато наперебой цитируются «единороссы» Борис Грызлов, Владимир Пилигин и другие «эксперты», считающие минимальный порог явки и графу «против всех» пережитками советской эпохи, которые опирались на пассивных избирателей.

А на своем сайте «ЕР» поместила мнение Дмитрия Орлова, политолога, гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций. Суть «колыбельной» директора от коммуникаций такова: «…инициатива по отмене минимальной пороговой явки на выборах отвечает логике общемирового развития избирательных систем… отмена пороговой явки это свидетельство зрелости демократических институтов в России».

О том, что из избирательного процесса полностью выдавлены простые граждане, которые потеряли право самовыдвигаться и выдвигать кандидатов, вести агитацию и наблюдать за выборами, практически нигде не сообщается. А ведь теперь все это могут делать только партии. И чтобы граждане не высказали недоверие избирательной системе, проголосовав «против всех», эту графу предусмотрительно также отменили…

«Власть отпускается только членам партии»

Итак, к парламентским выборам 2007 года Россия пришла в состоянии отмены выборов в Госдуму по одномандатным округам, запретом избирательных блоков, графы «против всех», перехода депутатов из одной фракции в другую и увеличением проходного барьера с 5 до 7%.

То есть, путь во власть сегодня открыт только членам партии, которая преодолеет 7-процентный барьер. Один из способов преодоления барьера – объединение. Что и произошло 28 октября с Российскими партиями Жизни, Пенсионеров и «Родиной». В результате объединения появилась партия «Справедливая Россия» («СР»), которую возглавил спикер Совета Федерации Сергей Миронов.

«Мы будем реальной политической силой, конкурирующей с «Единой Россией» («ЕР»), – сказал Миронов на пресс-конференции, посвященной созданию «СР». При этом он отметил, что «СР» будет находиться в жесткой оппозиции к «ЕР» и намерена бороться с ее монополизмом. При этом «СР» не будет становиться «второй партией власти», а станет «партией большинства».

И еще несколько коротких цитат Сергея Миронова: «Мы пойдем во власть, но мы – не партия власти… Мы поддерживаем и будем поддерживать курс президента России Владимира Путина, и никому не позволим после 2008 года свернуть с этого курса, хотя желающих будет очень много… Мы – партия защиты интересов человека труда».

«СР» обещает заняться «защитой», побороть коррупцию и сократить разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян с 40 до двух раз.

Обещания – как обещания, цели – как цели, почти как у всех других партий (покажите мне партию, выступающую против народа – Г. А.). Вот только какими средствами «СР» будет выполнять эти обещания – пока не известно. Первые испытания для «СР» назначены на региональных выборах в марте 2007 года…

Появлению «СР» российские СМИ не придали большого значения, но на ульяновском уровне поднялась небольшая волна.

Морозов, выйти из рядов «ЕР»!

Один из лидеров Ульяновского регионального отделения «СР» 3 ноября опубликовал статью «Партия народа меняет партию чиновников», в которой высказался по поводу «ЕР», добавив свое мнение о членстве в этой партии губернатора Сергея Морозова: «Партия власти (то есть, партия, на 99% состоящая из представителей власти – чиновников и бюрократов)… много лет пыталась позиционировать себя партией Президента Путина… Много лет заглядывая в рот Путину, «единороссы» в спешке принимали непродуманные и часто несправедливые по отношению к простому человеку законы (далее – перечень: о «монетизации льгот», «о местном самоуправлении», Жилищный Кодекс – Г. А.). Народ отчетливо стал понимать, что Путин и «ЕР» – не одно и то же… Правильнее всего было бы, чтобы губернатор Морозов вышел из рядов «ЕР». Чтобы он был вне партии и вне политики. Чтобы он был над региональными партиями, как Президент Путин – над общероссийскими, будучи беспартийным». О том, что «непродуманные» законы подписывал все-таки Путин, автор почему-то умолчал…

Похоже, что именно эта статья стала причиной резкого выступления Сергея Морозова, члена Президиума Политсовета регионального отделения «ЕР», на Х конференции Ульяновского отделения партии 4 ноября. Губернатор сказал: «…попытки наших политических оппонентов вбить клин между губернатором и самой влиятельной в регионе политической партией, которой продолжает оставаться «ЕР», обречены на провал. Я не только не собираюсь дистанцироваться от партии Президента, но и намерен значительно активизировать свое участие в партийной работе… Хочу, чтобы каждый ясно понимал: все позитивные изменения, которые происходят в Ульяновской области, в каждом из ее населенных пунктов, реализуются только благодаря тому, что их инициатором и проводником является партия «ЕР»… При этом мы прекрасно понимаем, что перед регионом пока остается немало нерешенных проблем, но именно у нас, «единороссов», сегодня есть четкое и реалистичное понимание, как их решать, как реальными делами изменить жизнь к лучшему. И нашим девизом должны служить слова одного из лидеров «ЕР» Сергея Шойгу: «Мы идем к власти не ради власти, а ради того, чтобы сделать жизнь лучше».

Нелирическое наступление

Сергей Миронов и Сергей Морозов, думаю, могут предъявить мне единственную претензию: я не процитировал их полностью. Но суть позиций представителей партий-конкурентов, ручаюсь, я изложил точно. И, скажите, пожалуйста, сильно ли различаются цели «СР» и «ЕР»? Тогда – что делят?..

Но отчего у меня в голове полная каша – так это от «зрелости демократических институтов в России». Я бы очень хотел, чтобы те, кто говорит об очередном шаге развития деминститутов, разъяснили мне небольшое противоречие. По Конституции Россия – демократическое государство с республиканской формой правления. Демократия – это форма социальной и политической организации общества, политического режима в стране, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства…

У меня в мозгу происходит короткое замыкание, когда я пытаюсь подогнать современную ситуацию под всем привычное определение демократии. Пусть кто-нибудь из «единороссов» попробует доказать мне, что (зачем далеко ходить?) выборы в Ульяновскую гордуму, прошедшие в феврале 2005 года, – это решение большинства. Что именно большинство наделило власть властными полномочиями…

Вспомните: выборы ульяновских депутатов спасла только отмена порога явки на городских выборах. К избирательным урнам пришло чуть больше 16% горожан. Некоторые кандидаты стали депутатами, набрав немногим больше 400 голосов. Больше 1000 бюллетеней «за» получили всего 5 депутатов! Средняя численность избирателей округа – около 15 тысяч человек. 400 голосов – это 2,7%, 1000 – 6,7%. И еще вспомните, что больше всего кандидаты боялись не соперников, а протестного голосования (в округе №13 как раз и победил кандидат «против всех»). Е еще представьте: сколько ульяновцев пришли на выборы с единственной целью: поставить галочку «против всех». Теперь же возможности голосовать «против» они лишены.

В конце концов, почему именно партиям выпадает привилегия избирать и быть избранными во власть? В них что – элита России собралась?

Кому еще неизвестно, что сегодняшние партии больше похожи на коммерческие конторы? Это в уставах красиво написано про членские взносы и добровольные пожертвования. На практике же «пожертвования» превращаются в оплату лоббирования партийцами-депутатами интересов «жертвователей». А давно ли партии перестали продавать свои голоса при принятии решений Госдумой? Сегодня политическая борьба живет не по социальным законам, а по коммерческим…

Постскриптум

Председатель Ульяновского горсовета (в 1991 году) Георгий Иванович Ступников частенько при решении сложных вопросов предлагал: «Давайте, отделим мух от котлет!». И отделяли! И горсовету тогда удавалось оставаться одним из самых демократичных формирований Ульяновска. Правда, демократические институты тогда не были столь «зрелыми», как сегодня. И мух было меньше…

Геннадий Антонцев