На интервью в детский дом «Гнездышко» я шла с особым чувством – знала, что там живут дети моей школьной подруги.

Сестры попали в детский дом при живых родителях, а теперь они круглые сироты. «Гнездышко»в их непростой судьбе оказалось единственным островком детства.

И мне хотелось понять, какой он, этот островок…

Расставались со слезами

Моя подруга (имен называть не буду) была любимицей класса, потом одной из лучших студенток в институте, старостой группы. Ее любили на работе за добрый и легкий характер, за хорошие профессиональные качества. Но дома не ладилось… Когда родилась ее первая девочка, она уже не могла отказаться от дурного пристрастия. Мы к той поре давно разошлись, и я знала о ней только понаслышке. А однажды она пришла ко мне, и я сразу все поняла.

Мы разговорились, она была очень откровенна, рассказывала о детях, о беде, которая их затягивает, хотела все изменить. Моя гостья не пыталась меня разжалобить, потому что сразу получила то, зачем пришла. Это было другое. Я смотрела на нее, и видела свою прежнюю подругу, и не хотела верить, что в жизни ее поправить ничего нельзя.

Потом было еще много встреч, она рассказала, что ей предлагают определить детей в детский дом, а она не может их отдать… Жилья у нее тогда уже не было. Кстати, это еще одна удивительная история. «Добрые людипосоветовали ей начать новую жизнь в деревне, продали ее квартирку, якобы купили взамен дом. В какой”то глуши. Потом выяснилось, что у дома другой хозяин. Как вышло, что продажа квартиры была оформлена, как полагается, а две маленькие девочки оказались на улице? Еще несколько месяцев она мыкалась с детьми по квартирам, а потом решилась определить их в детдом. Расставались со слезами, но в уверенности, что на время. «Пока дети будут под надежным присмотром, я встану на ноги и заберу их», говорила она.

Я, как и многие из моих бывших одноклассников, пыталась ей помочь, но ничего не получилось. Как”то весной она опять зашла ко мне, о намерении забрать детей уже не упоминала. А на пороге повернулась и сказала: «Нельзя так жить и не надо так жить».

Два года назад, 7 августа, ее не стало.

Она отравилась какой-то дрянью.

Эта частная и очень личная история, но с «Гнездышком» она связана тесными узами. Чтобы понять жизнь детского дома, нужно знать, из какой жизни его обитатели туда пришли и в какую шагнут после…

Нет главного

В «Гнездышке» живет 69 детей от трех до шестнадцати лет. 90 процентов из них социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

В доме пять групп, которые называются семьями. В четырех живут дети”школьники разного возраста. В пятой мылышки-дошколята. Но главный принцип родных братьев и сестер не разбивать.

Территория семьи это прихожая, отдельные спальни для мальчиков и девочек, столовая, класс, зал. Здесь есть все, что бывает в домах, где растут дети книги, телевизор, игрушки… Но нет главного родителей, которых все без исключения питомцы «Гнездышка»любят, жалеют и хотят защищать…

Вообще «Гнездышко» особый детский дом. Он расположен в ближнем Засвияжье, на улице Терешковой, в центре микрорайона. Сразу за оградой жилые дома, неподалеку две школы… Мир «Гнездышка» внутри обычного мира (как правило, детские дома располагаются автономно). Что дает такая особенность?

Нам очень легко помогать и с нами легко дружить, говорит директор детского учреждения Ирина Явкина.

Сто тысяч от незнакомки

Ирина Юрьевна рассказывает, что однажды позвонила женщина и сообщила, что перечислила на банковский счет «Гнездышка» деньги. Попросила проверить, поступили ли они. Проверили и буквально обомлели женщина перечислила сто тысяч рублей. Директор детдома стала расспрашивать незнакомку, хочет ли она, чтобы деньги были потрачены на определенные цели, как перед ней отчитаться. Женщина по телефону сказала, что отчитываться не надо, а цели виднее на месте. На эти деньги Ирина Явкина мечтает капитально отремонтировать актовый зал «Гнездышка» – место, где дети собираются вместе.

Если получится, пригласим гостей, и я расскажу им об этой незнакомой женщине, поблагодарю ее еще раз, хотя бы заочно.

Как выяснилось, те, кто оказывает помощь детям, нередко отказываются называть себя. Как-то к «Гнездышку» подъехала машина, спросили директора. Выяснилось, что машина нагружена экзотическими фруктами для детей.

Ирина Юрьевна поблагодарила дарителей и хотела узнать их по именам.

А детям наши имена нужны? Им нужны фрукты, ответили ей.

В другой раз в «Гнездышко» приехал пчеловод и привез огромный бидон меда в него вошло не менее четырех трехлитровых банок. Мед свой, настоящий, убеждал директора детдома посетитель.

Частые гости детдома жители из близлежащих домов. Одна женщина купила для «Гнездышка» пылесос, другая новую одежду для ребят. Со всей округи сюда несут игрушки и вещи выросших детей.

Мы не отказываемся ни от чего, говорит Явкина, но придерживаемся правила: наши дети, как и все их сверстники из родных семей, должны выглядеть современно и красиво. Они этого заслуживают.

Больше всего «Гнездышко» нуждается в машине. Это не каприз и не роскошь, это жесткая потребность. Питомцы детского дома не могут самостоятельно гулять по городу это оговорено законом. Автомобиль для них это познавательные поездки, экскурсии, прогулки… Сейчас два раза в неделю такую возможность детям предоставляет компания «Бонус» через воскресенье две «Оки» с водителями поступают в распоряжение ребят.

Но это только часть проблемы, говорит Ирина Юрьевна. Машина очень нужна, чтобы возить детей в поликлиники, на обследование или процедуры. Здоровых детей и в обычных семьях мало. А нашим особенно необходимо поправить здоровье, пока они живут в детском доме. Потом будет взрослая, самостоятельная жизнь…

За порогом

В шестнадцать лет дети покидают «Гнездышко» и поступают учиться в училища или колледжи. У большинства из них есть какое-то жилье. Остальным предоставляют общежития при учебных заведениях. По закону, к совершеннолетию государство должно обеспечивать их жильем. Или давать ссуды на его приобретение…

Иначе бомжи? Жизнь за порогом детства серьезное испытание даже для тех, кто с рождения был окутан благополучием. Каково же приходится выпускникам детского дома?

Очень непросто, но такое особенное детство тоже ведь может стать стимулом для того, чтобы стремиться к благополучию. А кто”то будет горы сворачивать именно из любви к родителям, говорит социальный педагог Ирина Хабарова и вспоминает одну из своих воспитанниц.

Оля поступила в детский дом, когда училась в первом классе. А в родную Тереньгу она поехала получать паспорт два года назад. Ее матери в то время уже не было в живых. Девочке хотелось навестить отца, и Ирина Анатольевна сопровождала ее. Обстоятельства, в которых Оля нашла родного человека, потрясли ее. С тех пор девочка решила, что добьется в жизни всего. Ради отца. Девочка в этом году покинула «Гнездышкои цели своей не забыла.

Закончу автомеханический техникум, потом поступлю в институт.

Буду хорошо зарабатывать и заберу папу к себе, планирует она.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.