В выставочном зале Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина 15 ноября открылся вернисаж заслуженного художника России Бориса Клевогина, обладающего оригинальным, ни на чей другой не похожим почерком.
В живописи он – поэт и философ. Излюбленные объекты изображения – природа, старые железяки и овощи с фруктами. Первая вдохновляет его на нежнейшие лирические пейзажи, а с последующими художник работает подобно режиссеру, представляя на полотнах вегетативные драмы, комедии, трагикомедии и так далее, и часто при этом пользуется приемом контраста. Наверное, потому, что сам он немногословен, его красочная гамма лаконична и часто доходит до графичности. Тонкая душа живописца не может оставаться равнодушной к причудливым изгибам стебля малой травинки, изысканности аристократических цветочных лепестков, и он любуется природными миниатюрами подобно человеку Востока.
Неслучайно выставке дано название по строчке из известного стихотворения Бэллы Ахмадулиной – «Свой тайный смысл доверят мне предметы…». Борис Клевогин давно постиг безмолвный язык вещного мира. Он обладает поистине мистической способностью заставить старую рухлядь – допотопные утюги, керосиновые лампы, колеса от телеги и так далее – рассказывать о себе разные истории. Они дружат, любят, враждуют, размышляют. Одушевлены у художника всевозможных форм и расцветок тыквы (эта овощная культура пользуется у него особым почетом, она поистине – королева многих его полотен), груши, яблоки, сливы, морковь… Неожиданно некоторые натюрморты воспринимаются как пейзажи. Остановившись у «Арбузов», я вдруг увидела гряду фантастических, округлой формы гор. А алые ломтики у «подгорья» казались похожими на венецианские лодки…
На вернисаже наиболее полно за последние годы представлены пейзажи живописца. Они у него тоже своеобразны, без солнца и яркого, брызжущего света. Природа погружена в покой, ушла в себя. Клевогин предпочитает запечатлевать сокровенную тайну сумерек и рассветов, грусть непогоды, туманы над речной гладью. Жемчужно-серый, сдержанные зеленый и болотный, коричневатый – его излюбленные тона. Во всем этом хочется раствориться, чтобы отдохнуть, вдоволь налюбоваться этой красотой, поразмышлять о вечном, нетленном…
Забавно, что создатели выставки на ее открытии сделали Клевогину необычный подарок. Наряженные в костюмы его любимых овощей и фруктов сотрудники библиотеки разыграли маленький спектакль, преподнесли художнику натюрморт из живых даров садов и огородов на подносе и пригласили его сфотографироваться всем вместе. Инсталляция – в духе той иронической игры на полотнах виновника торжества, так для него характерной.
Ирина Морозова