17 ноября 2006 года на сайте агентства РИА «Новости» прошла Интернет-конференция на тему «Инновационные вузы: опыт реализации инновационных проектов».

До конца 2006 года в рамках Национального проекта «Образование» будет объявлен новый конкурсный отбор лучших вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Общий объём финансовых средств из федерального бюджета, выделяемый на реализацию программ победителей в 2007-2008 годах, составит 20 млрд. рублей. В конкурсе смогут принять участие все вузы, имеющие государственную аккредитацию. Участники конференции отметили, что оценивать конкурсные заявки станут независимые эксперты. Инновационный потенциал вуза будет определяться по объемам научных исследований, количеству профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени, размерам сотрудничества с бизнес-сообществом региона и страны в целом, развитию международного сотрудничества вузов и ряду других параметров.

Финансовые средства, полученные вузами-победителями по итогам конкурса, будут распределяться по четырём основным направлениям: закупка лабораторного оборудования, модернизация аудиторного фонда, разработка и закупка учебно-программной документации и повышение квалификации преподавателей. В среднем вузы используют до 70% выделенных средств на закупку учебно-лабораторного оборудования, отметил Василий Жураковский, что позволяет студентам проводить исследования на новейшей технологической базе.

Ректор Томского государственного университета Георгий Майер обратил внимание на то, что при реализации инновационных программ работа преподавателей по участию в программах повышения квалификации, а также по подготовке учебных курсов, учебных и методических пособий, программных продуктов оплачивается дополнительно в рамках финансирования инновационной программы вуза.

Подводя промежуточные итоги реализации инновационных программ, участники конференции отметили, что работа над программами идет в соответствии с планом: «Вузы отчитываются о выполнении программ ежемесячно и поквартально. Программы многих вузов включают применение профессиональных навыков уже в ходе обучения. С этой целью создаются филиалы кафедр и факультетов, учебные центры, центры коллективного пользования современным уникальным оборудованием», – сообщил Василий Жураковский.

По словам Георгия Майера, выполнение инновационной программы в ТГУ расширило академическую мобильность преподавателей, которые получили возможность познакомиться с современными образовательными технологиями, ведущими научными школами, современным оборудованием. «Результаты повышения квалификации преподавателей проявляются в изменении отношения к учебному процессу, и, в частности, расширении использования инновационных технологий в обучении студентов. Одним из результатов выполнения инновационной программы является создание новых образовательных технологий, основанных на компьютерных средствах обучения и спутниковых технологиях. Преподаватели университета разрабатывают электронные ресурсы, которые используются в учебном процессе и направлены на повышение качества образования», – отметил ректор ТГУ.

Участники конференции особо отметили один из ключевых эффектов, реализации Национального проекта «Образование» – вовлечение широкой вузовской общественности в решение актуальных проблем высшего. По словам Владимира Жураковского: «Такого размаха заинтересованности преподавателей всех возрастов и студентов давно не было. Итоги выполнения нацпроекта позволят организовать эффективную систему ресурсного обеспечения высшей школы и распределения инвестиций для поддержки инноваций».