Цели реформирования системы управления жилкомхозом остались непонятыми.

ДО ИСТЕЧЕНИЯ ДЕКАБРЯ КАЖДЫЙ «ОТВЕТСТВЕННЫЙ КВАРТИРОСЪЕМЩИК» ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, КОМУ ОН ДОВЕРИТ УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ ДОМОМ. ВРЕМЕНИ ДО ЧАСА «Ч» ОСТАЛОСЬ ВСЕГО НИЧЕГО. НА КАКОМ ЖЕ ЭТАПЕ НАХОДИТСЯ СЕГОДНЯ РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖКХ?

ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС ПОПЫТАЛИСЬ НАЙТИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ «РГ».

Маленькие МУКи

Наталья Хомутова

ОРЕНБУРГ

Заботы об обслуживании 10 миллионов квадратных метров жилого фонда Оренбурга распределены между несколькими организациями. Наибольшая часть «квадратов» – 4 миллиона – досталась товариществам собственников жилья (ТСЖ) и комитету территориального общественного самоуправления (КТОС). В ведение муниципальных управляющих компаний (МУК) отошло 3 миллиона 700 тысяч квадратных метров. И, наконец, оставшиеся 2,3 миллиона – владения жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и частного сектора.

Согласно замыслу жилищной реформы, до 2007 года абсолютно все собственники жилья должны выбрать для себя управляющую компанию. В противном случае им ее просто навяжут. В Оренбурге выбор пока невелик – всего три муниципальные управляющие компании. А вот ТСЖ в областном центре сейчас целых 80, чуть позади – ЖСК в количестве 66, и замыкают список три МУКа и пока единственный КТОС. Но именно за КТОСами специалистам видится светлое будущее жилищно-коммунальной сферы областного центра.

«Комитет территориального общественного самоуправления как самоорганизующееся и добровольное объединение жителей территории является той первичной ячейкой представительных органов власти, которая определяет направления, перспективы и ответственность за результаты их политической и хозяйственной деятельности», – отмечают разработчики «Программы социально-экономического развития территориального общественного самоуправления Оренбурга на 2006-2014 годы». Именно через КТОСы планируется осуществлять связь между муниципальной представительной властью и жителями, эту власть избравшими, для решения вопросов местного значения. Понятно, что связь эта будет работать лишь при наличии инициативы главного «абонента» – жителей города. Увы, до сих пор на призывы мэрии, обращения городских депутатов, общественных организаций на том конце провода отвечают молчанием: вопреки ожиданиям, население не проявляет видимого интереса ни к качеству услуг коммунальщиков, ни к обоснованности их тарифов. Может, потому, что реформа вылилась в переименование части бывших ЖЭКов и ЖЭУ в ТСЖ, тогда как в их деятельности мало что изменилось.

Но что-то уже меняется. Тарифы растут, и жильцы, чья заплата не успевает угнаться за этим ростом, начинают задавать вопросы по поводу обоснованности сумм, ежемесячно предъявляемых им к оплате. Год назад трое жителей Медногорска даже отсудили у коммунальщиков моральную компенсацию за двухнедельное отключение горячей воды. Суд встал на сторону истцов, регулярно оплачивавших коммунальные услуги, и обязал ответчика, МПП ЖКХ, возобновить подачу воды и выплатить жильцам компенсацию за нанесенный им моральный вред и причиненные неудобства, а также сделать перерасчет платежей. Сумма компенсации невелика – всего 200 рублей каждому. Но прецедент-то создан.

Да, пока подобные случаи, скорее, исключение, чем правило. Тем не менее рано или поздно рост квартплаты заставит людей интересоваться этой проблемой. Расчеты показывают, что при 50-процентном износе жилого фонда рентабельность его эксплуатации составляет лишь 15 процентов.

Если же износ дома достигает шестидесяти процентов, то его обслуживание приносит одни убытки. В этом случае частные компании либо вовсе уйдут из этого бизнеса, либо взвинтят цены на, увы, довольно ветхое в большинстве своем жилье до заоблачных высот.

Пока муниципальные власти Оренбурга доверяются естественному ходу развития событий. Может быть, пора работать на опережение? Если этого не сделать, кризис городского жилкомхоза может наступить в ближайшие годы.

Формула инертности

Александр Бахмутов

ПЕНЗА

На сегодняшний день жители Пензенской области не дали однозначного ответа на вопрос, кому они доверят опеку своих домов -управляющей компании, товариществу собственников жилья или домоуправлению. Власти же держат информацию в секрете и жалуются на низкую активность населения.

– Несмотря на то, что городскими службами проводится большая работа по организации собраний, среди населения наблюдается такая инертность, что из нескольких многоквартирных домов, где прописано несколько сотен жильцов, на собрания приходят по 2-3 человека, – сообщил “РГ” заместитель начальника Управления ЖКХ Пензы Евгений Попов.

Он пояснил, что законом все выходы из сложившейся ситуации предусмотрены. Если собственники жилья не выберут форму управления до 1 января, то городская власть будет проводить открытые конкурсы на право управления домами, оставшимися «бесхозными». Пока же городская администрация всеми силами пытается довести до людей мысль о том, что судьба их жилья – в их собственных руках. Но особыми успехами на этом поприще городской власти особо похвастаться нечем. Для полной ясности в этом вопросе областное Управление ЖКХ рекомендует муниципальным органам власти делать поквартирные обходы граждан, с тем чтобы те самолично заполнили «избирательный бюллетень», указав на любезную им форму управления.

Процесс создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) в областном центре застопорился. Возможно, это следствие судебных процессов по нескольким ТСЖ, которые задолжали огромные суммы поставщикам тепла, а в результате дома оказались под угрозой отключения. Надежды властей на то, что рынок коммунальных услуг все сам отрегулирует, а члены ТСЖ разберутся, как им строить отношения с поставщиками коммунальных ресурсов, не оправдались.

Чуть лучше складывается тенденция на остальной территории области. По результатам проведенных собраний, обобщенных региональным Управлением ЖКХ на апрель текущего года, 49 процентов жителей отдали предпочтение управляющим компаниям, а три процента высказались за самоуправление. Но за лето снизилась активность и населения сельских районов. Никто на собрания не идет. Однако опросы на прямой телефонной линии показывают, что люди, особенно проживающие в старых домах, брать на себя обузу по их обслуживанию не желают и выбирают управляющие компании. При этом делают упор на то, что они всю жизнь вносили квартплату, но так и не дождались ремонта их домов, а сами делать его за свой счет, в складчину, они не в состоянии. К такому же варианту склоняются и некоторые жильцы небольших домов, предварительно выбравшие форму самоуправления. Когда они столкнулись с аварийными ситуациями и оценили стоимость капитального ремонта, тут же запросились назад, под крыло муниципалитета. А вот форму ТСЖ выбирают очень немногие. Как правило, население кооперативных, а особенно новых домов.

Кросс вслепую

Сергей Титов

УЛЬЯНОВСК

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства под соответствие новому Жилищному кодексу в Ульяновске идет ускоренными темпами. Можно сказать, бегом.

Еще полтора года назад ЖЭУ и ЖЭКи Ульяновска были практически одномоментно переданы частным компаниям. Как объяснили чиновники, «чтобы разделить функции заказчика и подрядчика», объединенные прежде в муниципальных управляющих компаниях (УК) и ДЕЗах. Но не прошло и года, и эти компании стали заявлять себя в качестве управляющих, после чего заказчик и подрядчик снова слились в едином порыве… ожидания федеральных средств. Параллельно комитет ЖКХ мэрии всеми силами способствовал внедрению на территории Ульяновска такой формы управления домами, как товарищество собственников жилья. При этом никто жителям города так и не разъяснил, какие подводные камни могут ждать товарищей собственников.

Во многих случаях новорожденные ТСЖ оказались неспособными выполнять возложенные на них функции. Жильцы полагают, что если домом будет управлять их товарищество, то получится большая экономия средств. Но они забывают, что при этом и отвечать по обязательствам (в том числе своим имуществом) будет уже не муниципалитет, а само товарищество. То есть их будущее зависит от таланта и честности председателя ТСЖ.

По словам директора департамента ЖКХ областного правительства Сергея Гигирева, к нему уже идут жалобщики с просьбами помочь снять председателя ТСЖ. Жильцы сочиняют и коллективные письма в газеты, требуя призвать к ответу оказавшихся нечистыми на руку председателей.

– Мы сами пока не знаем, что будет с этими ТСЖ – или нарыв заживет, или дойдет до гангрены, – говорит Гигирев. – Все выяснится, когда появятся новые нормативные документы, детализирующие «правила игры». А сегодня мы имеем здесь правовой вакуум и большие финансовые сложности.

Только на восстановление изношенной (порой до 100 процентов) инженерной инфраструктуры и первоочередной ремонт зданий на ближайшие три года потребуется около шести миллиардов рублей. Денег нет. Но их ищут. «Хотя понятно, что без поддержки государства здесь не обойтись», – отмечает директор департамента ЖКХ.

Хорошо, что все-таки ищут, потому что в комитете ЖКХ Ульяновска корреспонденту «РГ» сказали, что теперь капремонт зданий – это проблема самих собственников жилья.

Оттого с такой неохотой идет принятие домов частными управляющими компаниями в правобережье Ульяновска, где много ветхого жилого фонда. Зато в районе авиастроителей, где жилой фонд посвежей (20-30 лет – не так уж и много в сравнении с остальными), уже все дома разобраны управляющими компаниями и ТСЖ. А муниципальной управляющей компании «Новый город» домов почти не досталось, и непонятно, зачем она существует.

Впрочем, на минувшей неделе и в этом вопросе появилась некоторая ясность. Исполняющий обязанности заместителя мэра сообщил журналистам, что вместо муниципальных управляющих компаний теперь созданы ОАО пока с полным контролем мэрии. И поскольку лишь около 25 процентов жильцов определились с выбором формы управления их домами, то далее мэрия должна бы провести конкурсы среди УК и выбрать для этих домов самые лучшие. Но ульяновская власть опять традиционно предлагает пойти другим путем. Гаранин полагает, что вместо конкурсов надо убедить жильцов, что лучше всего выбирать компании, образованные из муниципальных. Агитация, причем с использованием административного ресурса, уже началась.

Частники обеспокоены, что при таком подходе все сливки достанутся «своим», тогда как остальным придется довольствоваться убогим неликвидом и крохами при распределении средств на капремонт. Правда, эти деньги существуют пока лишь в розовых мечтах. Генеральный директор одной из местных УК Григорий Николаев говорит, что вынужден сейчас инвестировать в жилье средства компании, не имея никаких гарантий на их возврат. Сразу же возникла и другая проблема -вилка между тарифом, установленным для поставщиков горячей воды и тепла, и тарифами, по которым платит население. Мэрия не намерена оплачивать частным управляющим компаниям разницу.

– Получается, нас изначально подводят к банкротству, – отмечает Николаев. – А ведь никто не проводил мониторинга платежеспособности населения, хотя известно, что если стоимость услуг превышает 7 процентов доходов, то кривая собираемости резко падает вниз.

В общем, как и многие регионы, Ульяновск бежит к финишу реформы в темноте, на ощупь. Вот только считать синяки и шишки придется, понятное дело, не тем, кто прокладывал маршрут, а жителям города.