Наверное, мало кто из ульяновцев на вопрос: «Что такое 1 января 2007 года?» ответит, что это не только начало нового года, но и еще – окончание срока выбора способа управления многоквартирными домами. Жилищный Кодекс (ЖК), вступивший в силу с марта прошлого года, так и не получил должного внимания. Главная цель Кодекса – перенести ответственность за содержание жилья с государства на жильцов, последними была воспринята, скорее, как очередное наступление на остатки прав граждан. И потому – практически проигнорирована. В Ульяновске к настоящему времени только 25% горожан избрали способ управления домами. И это произошло скорее «вопреки», чем «благодаря»…

Одинокие голоса некоторых СМИ, терпеливо разъясняющих суть требований ЖК, так и не были услышаны. А городская исполнительная власть продемонстрировала, с одной стороны, незаинтересованность в организации открытого процесса выбора способа управления домами, с другой стороны – откровенно лоббировала интересы некоторых частных УК. Законодательная власть оказалась увлечена больше контрольными функциями, так и не превратившимися ни в одно практическое заключение или дело. В общем, складывается ощущение полной бесконтрольности процесса реформирования ЖКХ. И, как результат – всего 25% определившихся…

«Наполеоновский» размах

Для неопределившихся, напомню, с 1 января 2007 года исполнительная власть должна провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления домами. Порядок проведения конкурса утвержден правительственным постановлением в феврале этого года. Но ульяновская власть к этому конкурсу готовиться не стала (в надежде, что срок выбора способа управления продлят еще раз). Для ульяновского бюджета подготовка такого конкурса обойдется больше, чем в 100 млн. рублей (составление актов состояния общего имущества многоквартирных домов, подготовка другой документации, информационное сопровождение процесса и т.д.).

И вот на прошлой неделе стало известно о почти наполеоновском плане: за полтора месяца в 75% неопределившихся домов провести собрания и выбрать способ управления. И таким образом «уйти» от конкурса. Этот план был озвучен исполняющим обязанности мэра Юрием Гараниным. Вторым по счету иногородним исполняющим обязанности мэра, принимающим активное участие в реформировании ульяновской коммуналки.

Первым иногородним исполняющим обязанности мэра был Андрей Пашенцев, летом прошлого года, «отобравший» функции подряда у муниципальных управляющих компаний. Разделение функций заказчика (муниципальные компании) и подрядчика (частные компании, изъявившие желание работать по договорам подряда с муниципалами) активизировало процесс выбора способа управления домами. Потому что в результате «разделения» некоторые обыкновенные подрядчики переросли в частные УК.

Благодаря своей инициативе, Андрей Пашенцев так и не стал заместителем мэра. Потому что Сергей Ермаков, находившийся в отпуске в то время, когда Пашенцев закручивал начало коммунального реформирования, оказался чрезвычайно недоволен последствиями таких преобразований. В результате Пашенцев ушел в областное правительство, но по-прежнему продолжал «рулить» городским ЖКХ.

В городе, официально, весь процесс выбора способа управления домами завязан на комитет ЖКХ и энергетики. Пожалуй, случайно употребленное в переносном смысле слова – «завязан» – достаточно точно отражает содержание работы комитета.

Правила игры создавались… во время игры

Комитет ЖКХ и энергетики так и не стал органом, организующим и контролирующим ход выбора способа управления домами. Погрязший в текучке, комитет оказался совершенно недееспособным органом. Поскольку во многих домах за УК не собиралось необходимое большинство голосов, УК обращались за голосами в комитет. Потому что он, якобы, был наделен полномочиями голосовать за выбор УК от имени собственника – муниципалитета. Я написал «якобы», потому что есть большие сомнения в том, что документально у комитета такие полномочия имелись. Но процесс выяснения полномочий комитета застопорился в антимонопольной службе. И, скорее всего, застопорился потому, что на самом деле надлежащим образом оформленных полномочий у комитета не было. Представьте себе, если у какого-либо контролирующего органа хватит смелости установить факт неправомочности действий комитета… Тогда придется признать недействительными все голосования комитета по выбору УК. При таком исходе нужно будет говорить не о 25% жилфонда, в котором выбрали способ управления, а максимум о 10% (ЖСК и ТСЖ)…

Но главный недостаток в работе комитета – отсутствие критериев отбора частных УК. То есть правила игры так и не были созданы. В результате – УК были разделены на «своих» и «чужих». «Свои» получали голоса комитета ЖКХ и энергетики в короткие сроки, «чужие» – через несколько месяцев или, больше того, комитет голосовал против них, несмотря на выбор жильцов. Решения комитетом принимались на основании тайного мониторинга комиссией, организованной самим комитетом. Мэр никаких документов, регулирующих отбор УК, устанавливающих критерии обора, не издавал. Обращения некоторых частных УК в областную прокуратуру пересылались в антимонопольную службу, а та, в свою очередь лишь однажды приняла решение в пользу обратившейся к ней УК. А позднее – не нашла никаких нарушений в работе комитета ЖКХ и энергетики, несмотря на то, что документов, которыми бы подтверждались полномочия комитета в участии в процессе отбора УК не существовало…

Что же до горожан, активностью которых недовольны городские и районные чиновники и коммунальщики, то, на мой взгляд, бесконтрольность и скрытность, усилившие недоверие ульяновцев к выбору способа управления, снизили и без того невысокий интерес к реформированию ЖКХ…

Снова – «варяги»

Очередной толчок процесс выбора способа управления домами получил с приездом в Ульяновск Юрия Гаранина. Почему именно нижегородца Юрия Гаранина Сергей Ермаков пригласил на должность своего заместителя по вопросам топливно-энергетического комплекса и управлению жилфондом – неизвестно. Две попытки Ермакова (в июне и сентябре) получить согласие депутатов гордумы на назначение Гаранина заместителем мэра, провалились: депутаты не дали своего согласия. Тем не менее, это не помешало Гаранину выступить на прошлой неделе с громким заявлением: до нового года в оставшихся 75% домов Ульяновска провести собрания жителей. Конечная цель этих собраний (открытого или заочного голосования) – уйти от конкурса (см. выше).

А для того, чтобы мэрии, комитету ЖКХ и районным организациям было сподручнее проводить эту работу, в октябре было создано 5 новых управляющих компаний. Учредителями ОАО с названиями «Домоуправляющая компания…» (далее следует название района, в Засвияжском районе – 2 компании) выступили муниципальные предприятия («Теплоком», «Ульяновская городская электросеть», «Городской теплосервис» и др.). Директора компаний-учредителей еще слабо представляют себе – какой им прок от учрежденных ими ОАО, и, в перспективе, от управления жилфондом. Тем не менее, у городской власти появился «инструмент» – вместо убыточных муниципальных УК – новенькие ОАО. А в руководстве ОАО оказались те же люди, которые руководили муниципальными УК…

Выбор без выбора?

Очень похожий на ульяновский процесс создания подконтрольных муниципальным предприятиям ОАО «Домоуправляющих компаний» в этом же году прошел и в Нижнем Новгороде. С той лишь разницей, что там создано 7 таких компаний, есть небольшие различия в составе учредителей ОАО, и компании начали работать с 1 июля этого года. Цели нижегородских властей, и объявленные Гараниным – сохранить контроль администрации в сфере управления жилфондом.

Тем не менее, в Новгороде не обошлось без издержек. Так, 24 октября около двухсот участников митинга в Нижнем Новгороде потребовали от властей реальной возможности выбора управляющей компании. Собравшиеся обвинили районные власти «в убийстве реформы ЖКХ» и выразили недоверие руководителю АО «Домоуправляющая компания Сормовского района» Николаю Шумилкову. Организаторы пояснили, что по официальным данным муниципальных структур, большинство жителей Сормовского района Нижнего Новгорода выбрали в качестве управляющей компании АО «Домоуправляющую компанию Сормовского района». Между тем, сами жильцы Сормовского района утверждают, что они не принимали участия ни в очном, ни в заочном голосовании по этому вопросу. На митинге под обращением, выражающим недоверие Николаю Шумилкову, подписались 7000 жителей Сормовского района…

Еще приведу мнение министра ЖКХ Нижегородской области: «…произошла смена вывески – это бывшие ДЕЗы, которые сейчас стали называться Домоуправляющими компаниями, но ничего там не поменялось, остались те же люди, и менталитет этих людей остался тот же самый».

От автора

Вот в таком состоянии встречает Ульяновск окончание срока выбора способа управления многоквартирными домами. Способ «помочь» принять решение не определившимся 75% скорее механический. Активность жителей таким способом поднять, конечно, не удастся. Говорить о сознательном выборе – тем более бессмысленно. А организовать передачу в управление новым ОАО 75% жилфонда теоретически можно очень просто: при том, что в среднем в городе приватизировано около 70% квартир, муниципалитету (как собственнику жилья) нужно собрать у жителей лишь небольшую часть голосов за выбор новой домоуправляющей компании. Остальную часть (чтобы получилось больше половины голосов собственников жилья) добавит как собственник от имени муниципалитета комитет ЖКХ и энергетики. Теоретически – просто…

Но в который раз встает вопрос об ответственности. В летние обещания Ермакова разобраться с реформаторами коммуналки и навести порядок к концу года не верится. А на вопрос – какова ответственность иногороднего исполняющего заммэра, думаю, ответ известен.

Практика подсказывает…

Власти некоторых городов и областей уже обратились в Госдуму и Правительство РФ с просьбой отодвинуть в очередной раз окончание сроков выбора способа управления домами. Ответа пока нет.

И еще. Есть предположение, что чрезвычайные меры, предпринятые в Ульяновске по нижегородскому варианту, имеют более глубокие корни и скрытые цели. Просто происходит дележка ульяновского коммунального рынка крупными финансово-промышленными группировками. Какими и зачем – тема другого материала…

Геннадий Антонцев.

22.11.06 “Дыхиние земли”