Вот уже пятый год в Димитровграде работает детская школа-студия архитектурного творчества и дизайна “СТАРТ”. Ее основали и работают здесь с ребятами активные, талантливые люди, находящиеся в постоянном поиске нового, интересного, необычного – Михаил и Ольга Вавиловы, Елена Аверина, Инесса Огуречникова, Наталья Стрельченко, Елена Шарапова, Лариса Андреева, Юлия Белодубровская, Николай Русанов. Они называют себя командой.

В школе занимаются по программе, разработанной ведущими специалистами страны в области архитектуры и дизайна – из Московского архитектурного института (МАРХИ) и Московского государственного художественно-промышленного университета им.С.Г.Строганова.

Золотой диплом

Руководитель “СТАРТа” Ольга Вавилова окончила художественно-графический факультет Тольяттинского государственного университета. Свою дипломную работу она выполняла в области дизайна. Руководитель дипломной работы воодушевил Ольгу на открытие школы-студии. Но любая идея, как бы она ни была прекрасна, не может быть реализована без серьезной финансовой поддержки. Только спустя четыре года (после того, как Вавилова окончила вуз) такая поддержка появилась – от людей, которые были заинтересованы, чтобы их дети учились по новейшей программе. Большую помощь в создании школы оказало ООО “Димитровградское производственное звено” (директор Владимир Дегтярев).

Ольга Викторовна сегодня руководит объединением, в котором обучаются дети, начиная с четырехлетнего возраста и до шестнадцати лет, причем из четырех-пятигодовалых малышей образовался целый класс.

Ольга Вавилова с воодушевлением и гордостью рассказывает о занятиях и успехах воспитанников:

“Многие ребята с удовольствием занимаются в студии, развивая свои художественные способности. Есть дети, которые уже определились с выбором дальнейшего жизненного пути и целенаправленно готовятся к поступлению на архитектурные и дизайнерские факультеты вузов России.

Наши ученики постоянно принимают участие в конкурсах и олимпиадах, проводимых в различных городах страны. Вот последние достижения. В этом году с III Всероссийского конкурса-олимпиады детского архитектурно-художественного творчества имени Татлина, прошедшего в Пензе, “стартовцы” привезли двенадцать почетных дипломов! А старшеклассницы Ксения Макшанцева и Евгения Погодина заняли первые места по рисунку и композиции, набрав максимально возможное количество баллов и обогнав соперников из многих крупнейших городов страны. А до этого Ксения победила в городском конкурсе “Лучший ученик года школ искусств и художественных школ”.

Ежегодно наша школа-студия принимает участие в международном фестивале смотра-конкурса детского архитектурно-художественного творчества “Зодчество” в Москве. Здесь высокопрофессиональное жюри не только оценивает предоставленные рисунки и макеты, но и анализирует опыт школ, методические разработки, новаторство и оригинальность в деятельности преподавателей. Чтобы попасть в участники этого конкурса, необходимо представить серьезный отчет о своей деятельности и получить разрешение на размещение работ учеников в выставочном зале Манежа – в самом центре Москвы. 56 школ из городов России принимали участие в фестивале “Зодчество-2006” – из Москвы, Самары, Казани, Томска, Сочи, Екатеринбурга, Новороссийска и других. Я с гордостью вспоминаю торжественный момент награждения, когда председатель Союза архитекторов России Гнедовский вручил мне “Золотой диплом” фестиваля – это самая высокая награда, которую может получить детский художественный коллектив. Наша победа не случайна. Она заработана упорным и целенаправленным совместным трудом преподавателей, учеников и родителей.

То, что этот успех закономерен, доказывает еще одно достижение “стартовцев”: одновременно с фестивалем “Зодчество” в Москве проходил международный конкурс молодых архитекторов мира “Вызов времени”. На конкурс в номинации “Архитектурные фантазии” на тему “Мой город завтра” восемь учащихся представили проекты объектов для Димитровграда, выполненных по условиям конкурса в стиле русского архитектора начала XX века Якова Чернихова. Пятерых ребят жюри наградило почетными дипломами и ценными подарками – Марьям Чупанову (ей восемь лет), Евгению Пимонову (десять лет), Христину Левчук (девять лет), Юлию Протопопову (десять лет), Максима Козлова (двенадцать лет). Эти проекты будут выставлены в галерее-музее архитектурного авангарда в Москве, который создается столичным правительством”.

Весной 2007 года школа-студия “СТАРТ” готовится отметить свой пятилетний юбилей. К этой дате дружный коллектив преподавателей и учеников стремится добавить к своим достижениям новые победы в серьезных конкурсах и олимпиадах. “СТАРТ” благодарит за поддержку в становлении и развитии школы-студии руководство ООО “ДПЗ”, директора городской гимназии Ирину Вячеславовну Чеканову и родителей своих воспитанников.

Все для города

О насыщенной проектной деятельности школы-студии рассказала ее ректор Елена Аверина:

– Известно, что толчок к активизации проектной деятельности в городе был дан при подготовке к конкурсу “Димитровград – культурная столица Поволжья”.

И вот наступил 2004-й год. Проект студии под названием “Рыба-парк” победил в городском конкурсе проектов. Парк был построен по нашим эскизам в районе двух озер в соцгороде, что недалеко от улицы Ангарской. В этом же году наши дети и преподаватели реализовали еще один яркий проект под названием “Радуга”, возведенный на Верхнем пруду из ярко раскрашенных пластиковых бутылок. Мы и набережную пруда украсили, и город от отходов очистили. По такому же принципу в 2005 году, объявленном годом сети культурных столиц Поволжья, в рамках городского конкурса архитекторов “Осенний каламбур” студия реализовала собственный проект “Башня” – тоже на Верхнем пруду, и также созданный из бытовых отходов.

В этом же году школа “СТАРТ” оформила несколько детских стационарных площадок на проспекте Ленина и сделала эскизы к социальному проекту многодетной семьи Толстых – участницы городского конкурса “Семья года”. Вместе с детьми Толстых, воспитанниками Социально-реабилитационного центра с приютом “Радуга” “стартовцы” художественно украсили спальные комнаты и актовый зал приюта.

В этом году наши ребята оформили лестничные проемы и детскую площадку в городской гимназии. Там же Ксения Макшанцева с ребятами разукрасила школьную столовую.

Свои макеты и рисунки мы представляли на городском конкурсе на лучшую детскую творческую работу “Мирный атом в моем родном крае”, организованном к 50-летию нашего градообразующего предприятия – научно-исследовательского института атомных реакторов, и получили пять дипломов.

Все это не просто достижения студии. Мы не только учим детей, они уже сейчас, будучи еще учениками, занимаются созидательной деятельностью на благо своего родного города. Поэтому я считаю, что мы растим и творцов, и патриотов. Ведь наше основное направление деятельности – это преобразование среды вокруг себя, значит, мы делаем свой город красивее, современнее, ярче.

Пообщайтесь с нашими ребятами и сами в этом убедитесь.

Марьям Чупанова, 8 лет:

– В студии “СТАРТ” я занимаюсь уже три года. Она находится в гимназии, где я учусь в третьем классе.

Я сама решила, что буду рисовать. Мне нравится изображать животных. Дома живет хомячиха Линда, и сейчас я ее рисую.

Недавно в Москве проходил конкурс “Вызов времени” среди молодых архитекторов мира, где участвовала моя работа “Олимпийский мост трансформер”, за которую я награждена почетным дипломом. “Мост” при поддержке преподавателя Натальи Сергеевны Стрельченко я делала три недели, ведь он большой – один метр двадцать сантиметров на восемьдесят сантиметров.

На вручение диплома мы ездили в Москву вместе с Женей Пимоновой, которую наградили за работу “Парк аттракционов, мечты детства”. Ее проект сделан для нашего города. В подарок мы получили огромные наборы акварельной пастели и акварельных карандашей. Надолго рисовать хватит!

Лера Шютц, семиклассница:

– Больше всего я люблю математику и рисовать графические работы. В студию я пришла с первого дня ее открытия. Жду, когда в общеобразовательной школе начнем изучать черчение, где пригодятся мои художественно-графические навыки. Вернее, они уже пригодились. Дома я оформила собственную комнату в японском стиле. Мои работы были высоко оценены на двух всероссийских фестивалях “Зодчество”. В коллективных работах я стала бронзовой дипломанткой. Сейчас собираюсь в Пензу на всероссийскую олимпиаду детского архитектурно-художественного творчества имени Татлина.

– Лера, вы уже выбрали свою будущую профессию?

– Я буду архитектором-дизайнером.

Валера Долженко, пятиклассник:

– Моя мама окончила строительный институт и в студию привела меня тоже она. Сначала я не хотел заниматься. Желание рисовать появилось через месяц – мне понравилось чертить. Теперь я не только в студии, но и дома занят изготовлением макетов – построил из бумаги города, мосты, корабли, метро, виллу, корпус отеля. Сделал коллекцию миниатюрных самолетов. Все мои работы могут быть воплощены в жизнь, потому что я не занимаюсь нереальными вещами.

Мой макет моста выставлялся в экспозиции нашей студии в конкурсе “Зодчество-2006”. Я сам вез в Москву работу. В результате наша коллективная экспозиция получила “Золотой диплом”. Думаю, что в этом успехе процентов тридцать моей заслуги…

Максим Козлов, семиклассник:

– В “СТАРТе” я занимаюсь пятый год. Сознательно начал рисовать с шести лет – машины, а сейчас рисую фантазийные здания. На международный конкурс молодых архитекторов имени Чернихова мы с Христиной Левчук и Юлией Протопоповой представили фантастический жилой комплекс, за который были отмечены дипломом.

– Максим, вы сами жили бы в этом комплексе?

– Конечно.

– Если бы вы не рисовали, то чем бы другим занимались?

– Не знаю, чем бы я занимался, но уверен, что рисовал бы и создавал проекты в любом случае!

Ирина МОРОЗОВА