– Андрей Юрьевич, искусство и менеджмент, на ваш взгляд, это вещи совместные друг с другом?
– Пока искусство конфликтует с рынком. Между тем, мы уже не можем позволить себе роскошь играть в пустом или полупустом зале. Если такое происходит, то это либо грубая ошибка тех, кто делал концерту рекламу и продавал билеты, либо наша сознательная позиция, так как филармония – это не только коммерческое предприятие. У нас есть серьезные просветительские задачи. И мы принципиально делаем сложные программы, премьеры, играем произведения не для массовой публики.
– Если раньше для привлечения слушателей достаточно было вывесить афиши и продать билеты, то что нужно сейчас?
– Необходимо научиться правильно определять целевые группы, которым адресуется тот или иной концерт. Недавно я занимался организацией выступления Оренбургского государственного академического народного хора. Пришлось обращаться к руководителям предприятий и организаций не только Ульяновска, но и области. На улицах раздавались флайеры, и это было впервые. На концерт, состоявшийся на прошлой неделе, приехали даже из районов. В результате филармония выполнила двухмесячный план. Но полный зал – лишь один из показателей успеха, ведь на «попсовых» концертах – тоже полные залы и полная иллюзия того, что со вкусом у публики все благополучно.
– Вкус можно прививать?
– Да, и именно поэтому, мы часто обращаемся к детям. Это,- наша будущая публика через 10-15 лет. Для них Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов традиционно уже многие годы готовит абонемент. Одна из самых интересных и зрелищных программ называется «Как стать дирижером». Это увлекательнейшая экскурсия в мир русской музыки, которая учит детей в возрасте от 8 до 14 лет, как слушать музыку, как слышать оркестр, как играть в оркестре и даже как дирижировать им. Программа – одновременно и концерт, и спектакль, и зрелище.
– Времена, когда оркестры получали деньги просто в силу факта своего существования, похоже, скоро навсегда канут в Лету. Как быть в этой ситуации?
– Придется доказывать, что вы заслуженно претендуете на те или иные финансовые ресурсы. Музыканты и дирижер будут обязаны объяснить, кто они, ради чего работают и чему служат, что делают такого, чего не делает никто другой? Пока они не ответят на эти вопросы, им сложно надеяться на свое финансовое благополучие.
– Выживет ли в этой ситуации народная музыка, к которой в последние годы интерес упал?
– Тем не менее, она жива. Сам видел, как на недавнем концерте того же Оренбургского хора люди плакали, слушая песню про оренбургский пуховый платок. Для того чтобы эта любовь не угасла, в ноябре следующего года мы планируем провести в Ульяновске, районных центрах и селах области фестиваль народной музыки. В нашем городе публика услышит то, что слушают в Москве, а жители глубинки – то, что слушают в Ульяновске. Народной музыке в современном мире существовать сейчас сложно, изменилась ситуация вокруг: информатизация, ритм, восприятие жизни стали другими. И все-таки я уверен, что без музыки, без искусства человечество перестанет быть собой. Это то, что объединяет народы, эпохи, служит стержнем существования нашей цивилизации.