НА ПРОШЛОЙ неделе в областном Законодательном собрании прошел «Правительственный час» о деятельности правительства Ульяновской области по реализации реформы местного самоуправления на территории нашего региона в 2006 году.

С ДОКЛАДОМ выступил министр региональной политики областного правительства Игорь ТИХОНОВ. Содокладчиками были министр финансов Ульяновской области Алексей ПАНТЕЛЕЕВ и министр государственного имущества и земельных отношений регионального правительства Юрий ПУЗРАКОВ. Депутаты областного парламента развернули острую полемику. После «Парламентского часа» мы встретились с Александром ФРОЛОВЫМ, председателем комитета по государственному строительству и местному самоуправлению.

– Александр Витальевич, вас удовлетворил уровень, на котором рассматривались проблемы муниципальной реформы?

– Да, это был очень серьезный разговор. Министры региональной политики, государственного имущества и земельных отношений, а также министр финансов выступили продуманно, очень ответственно. Депутаты ЗСО также были готовы к серьёзному обсуждению этих непростых проблем. И наш комитет в этот раз нетрадиционно подошел к подготовке «Правительственного часа»: мы заранее направили вопросы в муниципальные образования и получили обстоятельные и честные ответы на них.

– Какие основные выводы можно сделать о реализации закона в Ульяновской области?

– Принятое решение о вступлении в силу с 1 января текущего года на территории области 131-го ФЗ в полном объеме, до окончания переходного периода, было обоснованным, так как в течение двух предыдущих лет была проведена вся необходимая подготовительная работа, создана законодательная база. 29 мая 2005 года наша область одной из первых в ПФО провела выборы органов местного самоуправления во вновь образованных городских и сельских поселениях.

Проведенная в июне 2006 года Контрольным управлением президента РФ проверка практики реализации ФЗ №131 на территории области показала, что запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. Таким образом, с 1 января 2006 года в области начал функционировать новый уровень власти – органы местного самоуправления 31 городского и 111 сельских поселений.

Переход к новой системе организации местной власти не вызвал сбоев в жизнеобеспечении населения, не привел к ухудшению качества предоставляемых муниципальных услуг, позволил сохранить управляемость на местном уровне. Первые 10 месяцев работы показали, что данный уровень власти в целом в состоянии решать большую часть возложенных на него полномочий.

В сфере разграничения полномочий по линии «район – поселение» муниципальные образования пошли по пути максимального учета возможностей поселения самостоятельно решать закрепленные за ними вопросы местного значения. Те полномочия, которые отдельные поселения не могли исполнить сами (в первую очередь из-за отсутствия соответствующих специалистов), были переданы на основе соглашений на уровень муниципальных районов. Это, например, формирование бюджета поселений, управление муниципальным имуществом, полномочия в сфере архитектуры и градостроительства, расчеты организации предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Накопленный поселениями опыт позволит им в следующем году самостоятельно осуществлять более широкий круг полномочий. Наша стратегическая цель и индикатор успешного хода муниципальной реформы – к 2009 году обеспечить готовность всех поселений осуществлять в полном объеме свои полномочия.

Следует отметить, что, несмотря на остающиеся сложности с финансовым обеспечением, в муниципальных образованиях достигнуты и положительные результаты и изменения. Активнее стала проводиться работа по благоустройству территорий. Началась работа по инвентаризации земельных участков и уточнению прав собственности в целях увеличения сбора земельного налога. Наводится порядок в работе жилищно-коммунального комплекса. Большинство поселений перевыполнило показатели исполнения доходной части местного бюджета. Выстроена система взаимодействия между органами государственной власти области и муниципальными образованиями, а также по линии «район — поселение».

Принципиально изменилась система межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также структура финансовой помощи муниципальным образованиям. Общий ее объем из областного бюджета местным бюджетам на 2007 год планируется в сумме 4 млрд. 963 млн. руб. В сравнении с исполнением бюджета 2006 года объём помощи вырос на 28%, что весьма существенно.

Подводя итог сказанному, надо отметить, что первый год реформы местного самоуправления в нашей области прошел достаточно результативно.

Судя по ответам на вопросы нашей анкеты, в большинстве своем главы поселений относятся к реформе положительно. Например, глава Тушнинского сельского поселения Сенгилеевского района Н. Мамкин написал: «Мы почувствовали немного вкус свободы, самостоятельности, значимости».

Это положительный итог. Но есть и вопросы, которые требуют пристального внимания как ЗСО, так и правительства области.

– Александр Витальевич, пожалуйста, расскажите подробнее об ответах на вопросы анкеты.

– Мой доклад на «Правительственном часе» как раз базировался на анкетах. Для примера возьму ответы В. Шерсгаева, главы МО «Кандалинское сельское поселение» Старомайнского района. Вопрос: «Перечислите предложения по увеличению доходной части муниципального бюджета». «Пересмотреть распределение налогов, – пишет глава поселения, – оставить в поселении 20% налога на доход физических лиц, 20% дорожного налога, 100% земельного и имущественного налога. Способствовать развитию АПК, для чего необходимо прекратить процедуру банкротства СПК, прекратить растаскивание и распродажу имущества, которое создавалось годами и имеет конкретных владельцев… Привлечение честных инвесторов для работы на земле пайщиков, что должно способствовать созданию рабочих мест, повышению жизненного уровня населения. Создание в селе благоприятной социально-экономической обстановки, что позволит молодежи оставаться на селе. Развитие индивидуального предпринимательства. Упрощение паспортизации жилых домов, так как многие дома в селах не имеют техпаспортов, стоимость строений занижена. На сегодняшний день одна из наиболее острых проблем на селе — это рост безработицы, отсутствие рабочих мест и как следствие — низкий жизненный уровень населения». Этот руководитель поднимает проблемы, характерные для многих муниципальных образований. Он совершенно прав. В среднем, поселение – это примерно 3,5 тыс. человек, есть пенсионеры, есть люди в трудоспособном возрасте, которые хотят работать. А работы нет. И в ближайшее время не предвидится. Я смотрю документ «О схеме создания рабочих мест на территории Ульяновской области в 2007-2008 гг.». Возьмём Вешкаймский район. За два года планируется создать 350 новых рабочих мест: в 2007-м – 130, в 2008-м – 220. Достаточно ли это? Нет, конечно, если в каждом селе по нескольку сотен трудоспособных людей. Сегодня они вынуждены уезжать на заработки. Нужно принимать решительные организационные меры по трудоустройству, занятости сельчан.

Вот еще одна анкета: «Жители просят вернуть функции ЗАГСа поселению». Важный вопрос. Потому что за любой справкой человеку теперь нужно ехать. Над схемой решения этого вопроса (как, кстати, и о паспортно-визовой и миграционной службах) предстоит думать правительству области. В анкетах обозначены вопросы в сфере социальных отношений, и острейшая проблема – оформление прав собственности на земельные участки и дома. Вполне согласен с депутатом А.В. Чурсиным в том, что нужно помочь людям с оформлением бумаг и с предоставлением им скидок или рассрочки платежей.

Я с уважением отношусь к тому, что в нашей стране объявляется, например, Год русского языка или в Ульяновской области – Год молодежи. Но, уверен, приходит время объявить Год, а может быть, и пятилетие сельского хозяйства. Чтобы еще больше внимания сосредоточить на селе и помочь ему преодолеть бедственное положение, в котором оно сейчас находится.

– Как дальше будет идти работа с материалами «Правительственного часа»?

– Планируем подготовить соответствующее постановление. Материалы будут проанализированы самым тщательным образом. Мы выйдем в правительство области, чтобы оно рассмотрело итоги реформы местного самоуправления за 2006 год, наметило мероприятия для улучшения работы в этой части. Вероятно, с законодательной инициативой обратимся в федеральное правительство.

При всех имеющихся пока еще недостатках ФЗ №131 в его реализации главная задача органов и должностных лиц муниципальных образований – комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, удовлетворение законных интересов и обеспечение прав населения.

Подготовила Ольга РОНЖИНА при содействии пресс-службы ЗСО

АИФ 29.11.06