Сегодня возникает много споров о состоянии и развитии средств массовой информации. Многих интересует, что ждет СМИ в ближайшие годы. В ходе Интернет-конференции на тему «Система СМИ в России и в Ульяновской области. Проблемы и перспективы» на вопросы пользователей Интернет ответил депутат Законодательного собрания Ульяновской области, председатель совета директоров медиа-холдинга «Мозаика» Расих ГАТАУЛЛИН.

Мы сегодня переживаем эпоху бурного развития системы СМИ. Развиваются технологии и техника, в области электронных СМИ появилось несколько десятков телеканалов, радиочастот и Интернет, который предоставляет безграничные возможности. О печатных СМИ пока нельзя сказать, что в плане темпов развития они конкурируют с электронными. Да, развитие технологии цветной печати позволило выпускать не только глянцевые журналы, но и газеты в цвете. Если попытаться заглянуть в предстоящий десяток лет, то и по интуитивным соображениям, и по расчётам Ассоциации коммуникационных агентств России Интернет займёт большую часть рынка СМИ, в том числе и рекламного, уже к 2010 году. Цифровое телевидение появится в ближайшие годы. Будут тысячи передаваемых в эфире телеканалов. А на рынке печатных СМИ наблюдается всё большая специализация, появление журналов и газет, ориентированных на узкие аудитории читателей по интересам, видам деятельности, возрастным и половым категориям. Такая тенденция будет сохраняться.

Ориентир на технологии и качество

Как вы оцениваете региональный рынок СМИ количественно и качественно? Каковы перспективы его развития?

М а р и н а Е.

– Сегодня в Ульяновской области более двухсот зарегистрированных СМИ, – начал беседу Расих Маулетович. – Они развиваются в сторону углубления освещения той или иной деятельности. В последние два года появилось много отраслевых глянцевых журналов высокого качества. Увеличится количество теле- и радиоканалов, и в ближайшие годы их появится ещё больше. Возможно, уже в следующем году в Ульяновске выйдет телеканал «Домашний». Скорее всего, появится «Пятый канал Санкт-Петербурга».

Вполне вероятно, что возобновит своё вещание «Русское радио», радио «Маяк», появится радио «Ретро», Общественно-российское радио. Многим известно, что кроме развития кабельного телевидения в области активно развивается телевидение на основе технологии MMDS, то есть можно за несколько тысяч рублей приобрести антенну и получать 28 каналов. Все эти возможности у нас по сравнению с другими регионами страны на сегодняшний день весьма ограничены. Появление каждого нового СМИ приводит к уменьшению тиражей и аудитории уже существующих. К сожалению, и количество народонаселения у нас уменьшается. Это заставляет находить новые пути к сердцу читателя, телезрителя, слушателя. По всей видимости, дальнейшее развитие средств массовой информации будет нацелено на технологии и качество. Каждое печатное или электронное издание будет завоёвывать своих потребителей за счёт повышения качества материалов, подготовки и подачи информации и её носителя.

Реклама в СМИ – гарант свободы слова

Мне кажется, что любые СМИ можно сравнить с наркоманами. Наркотик в данном случае – реклама. Оправдания, что она позволяет выпускать газеты, передачи, натянуты. Если убрать рекламу, там сплошные перепечатки и повторы. Где же авторские статьи и материалы? Что вы думаете по этому поводу?

Елена Л а п т е в а

– Это всё-таки очень грубое сравнение. СМИ могут жить без рекламы. Канал «Культура», например, финансируется из бюджета, есть газеты, которые издаются на бюджетные средства, и они вполне могут жить без рекламы. А перепечатки и повторы, как правило, берутся из ведущих мировых и отечественных газет и журналов, где работают талантливые журналисты. Конечно, находятся и дельцы, которые занимаются перепечаткой, а зачастую и воровством авторских материалов. Но это скорее исключение, чем правило. А реклама сегодня позволяет всем СМИ быть независимыми, и она является неким гарантом свободы слова. Если бы не было возможности размещать рекламу, то газетам и журналам пришлось бы печатать только то, что сказал хозяин, и о свободе слова как таковой можно было бы забыть. Именно реклама позволяет СМИ оставаться экономически независимыми.

Когда исчезнет бульварная пресса?

Как вы относитесь к тому, что сейчас все больше процветает скандальная пресса и читательский уровень падает все ниже и ниже?

Алексей Валерьевич

– Печально, что те стереотипы, которые уже привычны на Западе, перешли в Россию. К сожалению, к нам с Запада пришла так называемая «жёлтая» пресса, которая играет на низменных чувствах человека. Такого рода пресса действительно наиболее популярна. При этом на Западе большими тиражами сохранились деловые общественно-политические издания, известные на весь мир. У нас аналогичные издания – «Ведомости», «КоммерсантЪ» – не получили столь широкого распространения, потому что той прослойки среднего класса, людей, имеющих доход выше среднего, имеющих собственный бизнес либо занимающих управляющие посты на крупных предприятиях, как таковой в России почти нет. Она столь незначительна, что и нацеленные на эту аудиторию СМИ пока слабо развиты. Я думаю, что по мере роста предпринимательства и уровня доходов населения и будут развиваться не бульварные, а серьёзные СМИ, которые несут людям позитивную информацию.

Цензура на общественных началах

Как вы считаете, насколько сейчас необходимо введение цензурного органа для контроля СМИ в нашей стране?

Дмитрий С.

– Цензура запрещена Конституцией Российской Федерации. Но я думаю, что ограничением для СМИ в этом смысле могли бы стать профессиональные объединения журналистов, которые могли бы выработать определённые нормы и требовать их выполнения от всех действующих поставщиков информационных услуг. Законодательно цензуру ввести невозможно. Я думаю, что по примеру гильдии издателей, которая действует на территории России, в Ульяновске могут быть организованы гильдии, ассоциации, союзы издателей и распространителей СМИ. Это те организации, которые могли бы играть своеобразную роль цензора на общественных началах, стать органом самоуправления отрасли.

Галина КОРНЕВА

АИФ от 29.11.06