На недавней сессии областного Законодательного собрания депутат Матвей Володарский (блок «Народ за Фролыча») призвал своих коллег разобраться, куда уходят доходы от добычи ульяновской нефти, и какой ущерб экологии, сельскому и дорожному хозяйству области наносят нефтедобывающие предприятия олигарха М.Гуцериева.

1. Прокуратура

обвиняет, а министр

«отмывает»

В середине ноября Генеральная прокуратура РФ возбудила ряд уголовных дел против нескольких крупных нефтяных компаний, обвинив их в бесконтрольной добыче нефти сверх разрешенных правительством квот и в неуплате налогов. В их числе оказалась и «Русснефть» Михаила Гуцериева, которой принадлежат ведущие нефтедобывающие предприятия Ульяновской области – «Нафта-Ульяновск» и «Ульяновск-нефть». По информации прокуратуры незаконный доход только за 2005 год от реализации добытой нефти ЗАО «На-фта-Ульяновск» составил почти 700 млн., а ОАО «Ульянов-скнефть» накачало сверхлимитного сырья на сумму 2 млрд. рублей. По поручению прокуратуры областное УВД начало соответствующие следственные действия, а в местных и центральных СМИ сразу же возникли публикации (скорее всего, профинансиро-ваные «Русснефтью»), обеляющие нефтяников и обвиняющие прокурорских работников в неладах с арифметикой: дескать, последние завысили их доходы чуть ли не в 28 раз, выполняя политический «заказ» Кремля, провозгласившего очередную компанию по борьбе с коррупцией.

Не осталось в стороне от этих событий и региональное правительство: вице-премьер Алекасанд Пинков грудью встал на защиту олигарха, заявив в официальной областной газете, что «Русснефть» -надежный инвестиционный партнер, из года в год содействующий улучшению социально-экономического климата в регионе; что только в этом году нефтяники подарили области 20 машин скорой медицинской помощи, внесли очередной денежный взнос на содержание футбольной команды «Нефтяник» в Новоспасском районе; выделили областному центру 1,5 миллиона рублей на строительство парка нефтяников у кинотеатра «Октябрь», а местной епархии перечислили на строительство кафедрального собора 10 миллионов, и т.д. и т.п.

Жаль, что Александр Петрович не стал распространяться насчет этих «т.д. и т.п.», потому как вывели они бы читателей на те злопамятные времена губернаторства генерала Шаманова, когда вся ульяновская нефтянка, находившаяся большей частью в областной собственности и управляемая ульяновским же менеджментом, оказалась в руках одного олигарха; как «нагибали» местных гендиректоров «На-фты» и «Ульяновскнефти» – В.Ев-стифеева и Г.Мясникова, чтобы те освободили свои кресла для преданных Гуцериеву людей (у Мясникова пообещали сжечь дом, а Евстифеева сначала вроде бы повысили в должности, забрав в центральный офис «Русснефти», а потом уволили без всяких объяснений. И уж, тем более, не стал распространяться вице-премьер А.Пинков относительно того, откуда «свалилось» генералу Шаманову такое счастье, как элитная квартира в Подмосковье, о чем писала независимая пресса три года тому назад. Впрочем, такую прессу наши чиновники не читают, предпочитая ту, в которой выступают сами и проплачивают эти выступления из бюджетных средств.

2. Нефть дорожает, а денег нет

26 октября этого года на очередной сессии Законодательного собрания области, утверждавшей в первом чтении бюд-жет-2007, депутат Матвей Володарский задал вопрос нашему правительству: почему, имея доходы от добычи нефти на территории Ульяновской области в 5 – 6 млрд. рублей, «Русснефть» перечисляет в областную казну всего ничего – каких-то 60 – 70 млн. (а на 2007 год запланировано 120 млн.), изымая в то же время из оборота тысячи гектаров сельхозугодий, разбивая наши дороги при транспортировке сырья в Самарскую область, и отравляет при этом окружающую среду, не проводя никаких природоохранных мероприятий?

Депутаты посчитали этот вопрос актуальным и поручили председателю ЗС Борису Зотову обсудить проблему на заседании Консультативного совета по экономике. Что и было сделано.

На слушаниях выяснились некоторые подробности бесконтрольной добычи нефти гуцери-евскими предприятиями. Всего, по данным регионального правительства, геологоразведкой у нас выявлено уже 68 месторождений с начальным суммарным ресурсом в 812 миллионов тонн. 771 тысяча тонн добывается в год. Маловато в сравнении с Татарстаном или Самарой, но для Ульяновской области и это важно. Когда о нефти заговорили открыто, ульяновцы поверили: еще чуть-чуть, и будут жить не хуже Татарстана. И основания к тому были, даже когда нефть стоила 8 долларов за баррель: в Новоспасском районе, например, по словам его главы А.Вражнова, находились средства на развитие всей инфраструктуры. Но сегодня, когда нефть стоит 60 долларов, денег ни на развитие, ни на социальные нужды нет. А участки под скважины продаются по смешной кадастровой цене, не учитывающей их настоящую стоимость.

3. Центр, имей совесть!

Непросто обстоит вопрос и с налогами. Сначала в федеральный Центр уходило 75 процентов налогов, потом 85, теперь 95 процентов, и что остается у области, где у власти имеются обязательства по социальной сфере, по содержанию дорог, по экологии? Более того, и налог на прибыль остается в Москве, поскольку нефтедобывающие компании зарегистрированы в столице.

Как заметил на слушаниях Борис Зотов, через несколько лет от нефтедобычи будет не 120 миллионов доходной части областного бюджета, а миллиард ущерба для области. Почему? Дело в том, что дороги области рассчитаны на предельную нагрузку на ось в 6 тонн, а у нефтяных автопоездов на ось приходится не менее 10 тонн. Как выразился природоохранный прокурор В.Бесараб, это все равно, что по асфальту проедет железнодорожный состав. На трассах, где транспортируют нефть, от 40 до 80 процентов дорог полностью разрушены, только сейчас на их восстановление требуется, как минимум, 750 миллионов рублей. Кроме того, в местах добычи нефтяными разливами и техникой загублен плодородный слой пахотных земель, сопутствующие воды, закачиваемые в скважины, из-за нарушения технологии попадают в водоносные слои, питьевая вода теряет качество, а ответственности никто не несет.

На слушаниях принято решение обратиться в федеральный Центр с предложением о необходимости перераспределения нефтяных налогов в пользу региона. Соответствующее письмо направлено в Государственную думу.

P.S. В связи с позицией ульяновских депутатов и в свете проверки, осуществляемой Генеральной прокуратурой, в настоящее время «Росприроднадзор» готовит документы по отзыву у «Русснефти» лицензии на добычу углеводородного сырья. Может, в конце концов, у нас в регионе во главе этого процесса встанет добропорядочный партнер, который будет делиться с областью доходами, заботиться об экологии и социальной сфере, а не отделываться разовыми подачками для сельских больниц в виде автомобилей скорой помощи.