Старая русская поговорка утверждает, что «не обманешь – не продашь». Тут, как говорится, слова из песни не выкинешь, что есть, то есть, и с этим все мы постоянно сталкиваемся. И от такого незавидного постоянства начинает порой казаться, что иначе, чем вот такими методами, и невозможно вести торговлю в России. Тем более, что само государство подталкивает торговый люд к такому образу мышления и действия.

Поэтому я, честно говоря, не обратил большого внимания на появление в нашем городе магазина торговой компании «Метро Кэш энд Керри»: одной больше, одной меньше, какая нам разница? И когда в одной нашей газете последовала серия «разоблачительно-обличительных» статей в адрес «Метро», стало понятно, что дело не в стремлении к справедливости, а в откровенном желании получить рекламу у этой самой компании за счет такого примитивного «наезда».

Словом, большого интереса к компании «Метро Кэш энд Керри» у меня не было. Поэтому особенно удивительно было услышать в телефонной трубке приглашение побывать на «круглом столе» в головном офисе «Метро» в Москве. Первая мысль: это – пиар, и с ним все понятно, но вторая мысль: ну, а почему бы и нет? Мы, журналисты, так устаем от равнодушного отношения к нам самим, что и нам иногда хочется почувствовать интерес к себе. Словом, я согласился. Компания «Метро Кэш энд Керри» оплатила билет на самолет в оба конца, и желание просто прокатиться на самолете, как в прошлые годы, победило все остальные сомнения.

Ульяновский аэропорт «Центральный» поразил своей полной запущенностью и обреченностью. Если бы не самолеты, пролетавшие изредка над головой и стоявшие перед зданием аэропорта, то вообще нельзя было бы поверить в наличие жизни здесь. Все отключено и опечатано за долги. Из зала ожидания убраны все скамьи, от буфетов и кафе остались только надписи. Невольно вспоминаются фантасмагорические кадры из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского…

Самолет, старый добрый Ан-24, легко разбегается и взмывает в вечернее небо. Через два часа мы приземляемся в аэропорту Домодедово, а точнее сказать, в некой другой стране, где хотя тоже говорят по-русски, но живут по совсем другим законам.

Из-за погоды наш рейс задержался на два часа, и все это время в аэропорту нас ждало такси, заказанное для того, чтобы доставить ульяновских журналистов в роскошный отель «Ирис» на Коровинском шоссе. Вежливый, предупредительный персонал, оригинальная архитектура, иностранцы за столиками, обсуждающие какие-то свои иностранные проблемы, -все это так резко контрастировало с атмосферой нашего умирающего аэропорта, что сам собой напрашивался вопрос: ну почему же мы такие сирые и убогие? Что мешает нам? Ведь и работать мы умеем, и желание есть работать, так в чем же дело?

Как ни странно, но частично ответ на этот не заданный мною вопрос я получил в ходе работы «круглого стола» в компании «Метро Кэш энд Керри».

За этим «круглым столом» собрались журналисты из трех российских городов, где не так давно открылись магазины компании: Ульяновска, Перми и Набережных Челнов, и руководители российского филиала компании: г-н Эдвард Доффингер, г-н Стивен Кригер и директор головного магазина компании в Москве г-н Владимир Вава.

Сначала разговор зашел об истории компании и результатах деятельности. Первый магазин мелкооптовой торговли под маркой «Метро Кэш энд Керри» открылся в 1964 году в западногерманском городе Эссен. За 42 года, прошедших с тех пор, компания сумела создать сеть из 577 таких магазинов, расположенных в 28 странах мира. 27 из них сегодня работают в России. Годовой оборот компании «Метро Кэш энд Керри» составляет 53 млрд. евро, или без малого 2 трлн. рублей, то есть почти треть бюджета Российской Федерации. При этом оборот в 27 российских магазинах составляет 1,5 млрд. евро в год, или свыше 52 млрд. рублей. Таковы масштабы, и они не могут не поражать воображение. Чтобы заработать такие деньги, нужно очень много думать, и думать эффективно. Это стало понятно, когда разговор перешел на принципы работы компании «Метро Кэш энд Керри». Первый и главный принцип -трезвый коммерческий расчет, опирающийся на детальный анализ рынка. Например, свое продвижение в России компания начинала с городов-миллионников, там, где есть безусловный спрос практически на все виды товаров и на все ценовые категории.

Вторым шагом стало снижение планки до 600 тысяч жителей. Именно поэтому и наш город попал в перспективный план развития торговой сети «Метро Кэш энд Керри». При этом компания пока ориентируется на европейскую территорию России, так как наши расстояния настолько велики, что доставка товаров из Европы за Урал пока представляется менее выгодной, хотя там и есть большой покупательский спрос.

Руководитель российского филиала г-н Доффингер, говоря о принципах работы компании, особо подчеркнул, что «мы – коммерсанты, мы работаем ради получения прибыли, и мы не можем заниматься благотворительностью». Но вместе с тем компания всегда рассматривает свою деятельность в регионах с точки зрения социальной ответственности. И это также напрямую имеет отношение к результатам коммерческой деятельности. Чем выше развитие экономики региона, тем выше покупательная способность населения, чем выше культурный уровень населения, тем более разнообразны его запросы, и, соответственно, тем больший ассортимент товаров может быть реализован в данном регионе.

Г-н Доффингер обратил внимание журналистов на то, что, пожалуй, главнейшим является принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с партнерами. То есть компания не стремится, как сейчас принято говорить, «впа-рить» что-то кому-то, и там -трава не расти, а вполне осознанно хочет заполучить в лице своего покупателя – среднего и мелкого коммерсанта – стабильного и успешного партнера, который будет делать свой бизнес хоть и самостоятельно, но вместе с ней. Поэтому компания крайне заинтересована в том, чтобы каждый ее клиент через какое-то время становился бы ее партнером.

Из этого базового принципа плавно вытекают и остальные.

Принцип последовательного и неукоснительного соблюдения законов и правил страны пребывания, в данном случае Российской Федерации. После изучения перспектив того или иного региона следует проработка нормативно-правовой базы размещения магазина. Все это делается в тесном контакте с местными властями регионов. При этом главными аргументами в разговоре с ними является разъяснение тех выгод, которые несет приход в него компании «Метро Кэш энд Керри».

Стоимость строительства одного магазина, в зависимости от его размеров, составляет от 18 до 22 млн. евро, или 625-630 млн. рублей. Стоимость обучения персонала, набираемого из местных жителей, – еще примерно 500 тысяч евро, или около 17 млн. рублей, обеспечение работой от 200 до 250 человек – все это реальные инвестиции в экономику региона, которые, безусловно, не решают всех проблем, но сбрасывать их со счетов нельзя.

Кроме чисто материальных ресурсов, нужно еще учитывать и ресурсы цивилизационные, которые компания вносит в регион: повышение уровня культуры торговли, повышение уровня делового этикета, повышение инвестиционной привлекательности самого региона, так как за деятельностью «Метро Кэш энд Керри» внимательно следят не только торговые, но и иные деловые круги России и мира. Они совершенно справедливо полагают, что «Метро Кэш энд Керри» как очень опытная и высококвалифицированная компания не делает опрометчивых шагов. Это убедительно доказывает история ее развития. И инвесторы идут вслед за «Метро Кэш энд Керри».

Как известно, добрая репутация зарабатывается на протяжении многих лет, а потерять ее можно в один миг, поэтому компания делает все для поддержания своего реноме.

В наши времена массовых фальсификаций известных торговых марок компания «Метро Кэш энд Керри» гарантирует своим клиентам, что все реализуемые ею товары взяты непосредственно у производителей, все необходимые таможенные и сертификационные документы находятся в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Клиент платит именно зато, что он хочет купить, и после покупки у него нет никаких проблем с приобретенным товаром.

Разумеется, при таком ведении дел некоторые товары становятся дороже, чем на базаре, но ведь также хорошо известно, что скупой платит дважды…

Вот в этом во всем и лежит, на мой взгляд, ответ на сакраментальный вопрос: когда же будет порядок и лад на Руси? Тогда, когда мы просто начнем делать все так, как надо, и все у нас получится.

Владимир Марцинкевич Москва-Ульяновск