Научно-исследовательский центр «Регион» при УлГУ обнародовал результаты очередного социологического исследования, которое на этот раз коснулось проблемы молодежного патриотизма в Ульяновской области.
Среди школьников, студентов и работающей молодежи в 2006 году было проведено анкетирование и заданы вопросы, с помощью которых выясняли, любят ли молодые люди свою страну, область и какой смысл они вкладывают в слово «патриотизм». Результаты получились любопытные.
Оказалось, что «патриотизм» для государства и для молодых людей – вещи несколько разные. Например, согласно программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», это, прежде всего, различные мероприятия: создание военно-патриотических отрядов, организация поисковых клубов и городских дружин охраны общественного порядка. Суждения самой же молодежи о патриотизме были весьма противоречивы. Для половины опрошенных это – любовь к месту, где ты родился, для другой – гордость за свою страну. И, соответственно, 58 процентов заявили, что питают теплые чувства к России, и только 48 процентов сказали, что они – патриоты Ульяновской области.
И вот самый неутешительный результат исследования: треть опрошенных молодых людей не хотели бы связать свое будущее с Ульяновской областью. Это серьезный симптом, скорее, говорит о том, что явных положительных сдвигов в регионе все же не произошло, несмотря на все усилия власти. Или положительные изменения, если таковые есть, не коснулись в 2006 году большинства молодых людей, несмотря на то, что 2006-й был объявлен Годом молодежи. В регионе продолжается отток молодых людей из сел, а для жителей Ульяновска и Димитровграда желанным местом для проживания по-прежнему называются Москва, Санкт-Петербург, и, к нашей досаде, Самара и Казань. Здесь патриотизм ульяновской молодежи куда-то улетучивается, уступая желанию поменять малую родину на большую и комфортную. Стоит ли упрекать молодежь за то, что она не видит здесь перспектив?
Кроме того, большинство респондентов не связывает любовь к Родине со службой в армии. То есть любить – люблю, но защищать не стану. Максимум – пойду на футбол и покричу: «Россия, вперед!». Примерно такая же ситуация и с религиозностью населения: верить – верю, но заповеди не соблюдаю, в церковь не хожу, в прочтении Библии с трудом одолел две первых страницы.
Решили в НИЦ «Регион» также выяснить, насколько в молодежной среде «патриотизм» ассоциируется с экстремизмом и национализмом. Здесь любовь к Родине, как правило, трансформируется в ненависть к иноземцам и к людям иной культуры, другого цвета кожи или разреза глаз. Молодым кажется, что, выходя на митинг с бритой головой и со знаменами со свастикой, они помогают России и русским. И, к сожалению, любое проявление активного молодежного патриотизма становится или неэффективным, или спонсируемым политическими силами, а значит, неискренним. Молодежь надо учить и воспитывать, а не заигрывать с ней, призывая то лезть на баррикады защищать «демократию», то выгонять кавказцев с рынков.
Таким образом, любовь молодежи к своему Отечеству, к родному краю должна быть взаимной и честной. Да и какой человек будет любить Родину, которая держит его в бедности, не дает развиваться, достигать поставленных целей? Если он видит, что большинство населения страны еле сводит концы с концами, а все богатство присвоено малой прослойкой общества, которая жирует, покупая себе виллы и яхты за границей. Любить такую страну и идти за нее воевать?..
Конечно, может, на самом деле обстановка и не столь удручающая, как показал выборочный опрос этих 900 молодых людей, жителей Ульяновской области. И как только экономика региона реально поднимется {должно же это когда-нибудь произойти), мы сильнее будем любить свою малую родину. Ну, а пока всем нам – и простым гражданам, и облеченным властью руководителям – есть над чем крепко задуматься…
Сергей Евсеев