Вот уже десять лет местный парламент трудится на благо жителей города

В этом году исполняется десять лет с момента образования Ульяновской Городской Думы. За это время удалось сделать немало. Начинать было тяжело. Многие не видели необходимости в новой структуре, «вставляли палки в колеса». Несмотря на это городской парламент не только выжил, но и серьезно окреп. В большей степени добиться хороших результатов и положительных изменений удалось благодаря людям, которые в разное время возглавляли Думу. Это Александр Баландин, Игорь Мокевнин, Василий Гвоздев. Каждого из них, без преувеличения, можно назвать талантливым и эффективным руководителем. Опыт их работы бесценен.

Василий ГВОЗДЕВ: «Дума третьего созыва продолжает практику полезных дел»

– Ульяновская Городская Дума третьего созыва сильно отличается от двух предыдущих: вместо 15 депутатов интересы жителей Ульяновска теперь представляют 35 народных избранников. И всем им приходится работать в новых условиях. Прежде всего потому, что вступил в силу Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления*. В соответствии с ним округов стало больше, а их площадь – меньше. Так власть становится ближе к населению, к конкретному человеку. Поэтому с самого начала деятельности мы сделали акцент на работе с жителями. В идеале каждый депутат должен быть и врачом, и психологом, и милиционером, и просто другом жителей своего округа. Согласно закону, парламентарии перестали работать на постоянной основе, но чтобы народный избранник постоянно держал ситуацию под контролем, мы увеличили количество помощников депутата на общественных началах. Кроме того, в Думе есть своеобразная «скорая помощь» -это комитет по местному самоуправлению и обращениям граждан, а также общественная приемная. Эти структуры позволяют оперативно рассматривать коллективные обращения граждан, реагировать на каждую жалобу.

Именно благодаря усилиям Думы третьего созыва в бюджете появились программы «Семья и дети», «Здоровый ребенок», «Доступное дошкольное образование» и многие другие. Но парламентарии также понимают, что процесс развития города зависит и от развития предпринимательства. Процессы реорганизации муниципальных предприятий и их приватизация, покупка земли – все эти процессы неизбежны, их нужно поддерживать и направлять в нужное русло. В своей работе мы стараемся не забывать о молодежи, о культуре и спорте, вопросах духовного возрождения. Отдельный блок вопросов – это забота об инвалидах. Именно Городская Дума третьего созыва выступила инициатором различных мероприятий, конкурсов с участием людей с ограниченными возможностями.

Кстати, мэр Ульяновска Сергей Ермаков поддерживает активную работу депутатов. Конечно, по многим вопросам мы спорим, но самое главное – есть взаимопонимание, и мы работаем и с мэрией, и с другими органами власти очень конструктивно. А результат этой совместной работы налицо – за последние два года город заметно преобразился в лучшую сторону.

Мне дважды довелось быть спикером городского парламента, и должен сказать, председатель Гвоздев образца 1997 года отличается от председателя Гвоздева 2006 года тем же, чем ребенок отличается от взрослого человека. Тогда местное самоуправление только зарождалось, а сейчас оно вышло на новый уровень. Ульяновская Городская Дума третьего созыва и дальше будет продолжать практику полезных дел и работать на благо ульяновцев.

Игорь МОКЕВНИН: «Горожане доверяют тем политикам, которые созидают»

– После роспуска первого состава городского парламента Городская Дума второго созыва должна была заполнить законодательный вакуум. Поэтому мы принимали много основополагающих постановлений, таких как «Правила землепользования и застройки», «Положение об аренде нежилых помещений» и многие другие правовые акты, по которым Ульяновск живет и поныне. Основные вопросы касались бюджета Ульяновска. Во время работы второй Думы происходил сложный переход на новую модель расходования бюджетных средств, на казначейское исполнение бюджета. В результате мы получили четкую систему финансовых отношений между бюджетополучателями и казной, исключающую нецелевое использование денег налогоплательщиков.

Чтобы наиболее эффективно и открыто расходовать бюджетные средства, Ульяновская Городская Дума второго созыва разработала и утвердила Положение «О муниципальном заказе г. Ульяновска», которое установило порядок размещения муниципальных контрактов, сэкономило десятки миллионов городских денег. Бюджета не хватало, и поэтому мы вводили мораторий на бюджетные льготы, принимали меры по эффективному использованию городского имущества. В целом городской бюджет за годы работы Думы второго созыва увеличился почти вдвое.

В условиях необходимости повышать тарифы на услуги ЖКХ, нам было очень важно защитить малоимущих горожан. Ульяновский центр субсидий получил от Городской Думы всю нормативную базу и средства для работы. Это сняло социальное напряжение, а работа ульяновского центра субсидий была признана как образец в других регионах. В 2003 году было решено провести независимый аудит фактических затрат на содержание, ремонт жилья, оказание коммунальных услуг, который расставил все по своим местам, выявил наиболее проблемные места в городском хозяйстве.

Стоит отметить, что даже в то нелегкое время депутаты Городской Думы выделяли бюджетные деньги на развитие. Мы принимали программы «Поддержка юных спортивных дарований», «О муниципальных грантах и стипендиях в области образования для одаренных детей». Была утверждена и начала реализовываться программа «Энергосбережение», которая предусматривала установку счетчиков во всех бюджетных организациях. Эта программа и по сей день приносит реальную экономию.

Городская Дума второго созыва работала в непростых условиях, тогда в регионе было налицо серьезное противостояние областной и городской, исполнительной и законодательной ветвей власти, решение многих вопросов упиралось в конфликт. Многие политики зарабатывали на этом политические дивиденды, но сейчас их вспоминают все реже, время каждому дало оценку, люди доверяют тем, кто созидает.

Александр БАЛАНДИН: «Работать честно и открыто»

В 1996 году, после 80-летнего перерыва, Ульяновская Городская Дума возобновила свою работу. Тогда в городской парламент пришли очень интересные люди, отличавшиеся профессионализмом и большим желанием работать. Никакой нормативной базы на тот момент не было, и поэтому этот период можно назвать становлением законодательной власти в городе. Мы сразу приступили к разработке главного документа – Устава города, за ним последовало Положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ульяновске».

Бюджет на 1998 год был необычайно скуден, всего 680 миллионов рублей, этих денег хватало только на зарплату бюджетникам и на оплату коммунальных услуг в бюджетных учреждениях, да и то не в полном объеме. Естественно, это вызывало бурю народного недовольства. Были и митинги, и пикеты, народ перекрывал дорогу, требуя выплаты зарплат, учителя объявляли голодовку. Но к концу созыва мы добились, чтобы бюджетники получали заработанное точно в срок. Кстати, во время работы Думы первого созыва в представительном органе начала работу счетно-контрольная палата, аудиторы и инспектора которой помогли депутатам следить за расходованием бюджетных средств. Они буквально раскрыли нам глаза на существующее положение вещей. Благодаря счетно-контрольной палате все депутаты стали разбираться в экономических вопросах.

Были проблемы и с муниципальной собственностью, реестра которой тогда не существовало. Мы сами по крохам составляли пресловутый реестр. По некоторым объектам спорили -никак не ,могли решить, чья эта собственность: городская или областная. В итоге был разработан целый блок нормативно-правовых документов по приватизации, Положение о порядке сдачи в аренду объектов недвижимости, Положение о порядке размещения наружной рекламы и других. В это же время была принята первая программа приватизации, причем мы с депутатами собирали предпринимателей на «Круглые столы» и буквально умоляли их приватизировать те объекты, где у них был бизнес. Задел был хороший, но мы испытывали мощный прессинг со стороны губернатора, областных властей, которые требовали, чтобы мы передали крупные городские объекты, включенные в программу приватизации, в ведение области. Это противостояние в итоге и привело к самороспуску Думы.

Несмотря на печальный итог работы первого парламента, я очень рад, что мне удалось быть руководителем такого «разношерстного» коллектива: в Думе были и учителя, и предприниматели, и общественники, и врачи, и даже священник. Кроме того, эта работа вдохновила меня на новые свершения – сейчас я – депутат Законодательного Собрания области и по-прежнему отстаиваю интересы нашего города.