Подходит к концу год. А это означает, что нужно правильно определить налоговую базу по налогам, подготовить к сдаче годовую отчетность. В связи с этим возникает масса вопросов. Ответим на некоторые из них. В 2006 году я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Нужно ли мне сдавать в налоговую форму 2-НДФЛ и 3-НДФЛ? Если вы применяете упрощенную систему налогообложения или платите ЕНВД, тогда плательщиком НДФЛ вы не являетесь. Соответственно, сдавать форму НДФЛ-3 не должны. По ней отчитываются предприниматели на общей системе. Форму 2-НДФЛ вы должны представлять на своих работников, если они у вас есть. Я являюсь индивидуальным предпринимателем. При переезде из одного региона в другой надо ли перерегистрировать контрольно-кассовые машины? Перерегистрировать ККТ необходимо, так как кассовый аппарат, который применяет индивидуальный предприниматель, должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета коммерсанта в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет в инспекции по месту его жительства, а при изменении места жительства он должен быть с учета снят. Таким образом, при снятии с учета в качестве налогоплательщика предприниматель должен снять с него и ККМ. Снять с учета ККМ можно, подав в налоговую заявление (в произвольной форме), а также приложив журнал кассира-операциониста и технический паспорт на контрольно-кассовую машину. Может ли индивидуальный предприниматель оформить себе пенсию по возрасту, если он является плательщиком ЕНВД? Предприниматель вправе оформить себе трудовую пенсию, так как в общий трудовой стаж для получения пенсионных прав включается период индивидуальной предпринимательской деятельности, за который уплачен единый налог на вмененный доход. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» суммы ЕНВД, уплаченные до вступления в силу этого закона, приравниваются к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд (постановление Минтруда и соцразвития от 18.04.02 г. № 27). Работнику была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Вправе ли ПБОЮЛ учитывать в Книге учета доходов и расходов эту сумму? Отражение таких затрат регулируется Порядком учета доходов и расходов у индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Минфина и МНС от 13 августа 2002 г. № 86н, БГ-3-04/430 (зарегистрирован Минюстом 29 августа 2002 г. № 3756). Согласно п. 23 Порядка в расходы на оплату труда включаются суммы выплат работникам в денежной и (или) натуральной формах, в частности, начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск (подп. 2 п. 23 Порядка). Обратие внимание! Затраты на оплату труда учитываются в составе расходов индивидуальных предпринимателей в момент выплаты денежных средств и отражаются в Книге учета доходов и расходов. На сумму такой компенсации можно уменьшить базу по налогу на доходы физических лиц. В связи с осуществлением предпринимательской деятельности работник, с которым заключен трудовой договор, направлен в командировку. Какие требования предъявляются к составлению первичных документов для признания командировочных расходов? Первичные документы принимаются к учету, если они составлены на основе бланков, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Для оформления командировки работника надо составить документы, образцы которых приведены в постановлении Госкомстата от 5.01.04 г. № 1. К ним относятся служебное задание (форма № Т-10а, первая часть); приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9 или № Т-9а); командировочное удостоверение (форма № Т-10); отчет о командировке (форма № Т-10а, вторая часть). Если все документы сформированы верно, то на сумму командировочных расходов работников можно уменьшить налоговую базу, включив их в состав прочих расходов. Обязаны ли предприниматели, которые платят ЕНВД, учитывать свои доходы и расходы в соответствующей Книге? Этот вопрос очень актуален. ПБОЮЛ, применяющие общую систему налогообложения, свои доходы и расходы учитывают в особой книге — ее форма утверждена приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430. Предприниматели, которые платят ЕНВД, этого делать не обязаны. Но налоговые инспекторы так не считают. Их аргументы: специально для ПБОЮЛ на «вмененке» не предусмотрено никаких регистров. Поэтому все следует записывать в книгу учета доходов и расходов. Позиция Минфина: В письме от 14.03.05 г. № 03-06-05-04/58 сказано, что следует руководствоваться п. 3 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.02 года). В нем говорится, что данный Порядок учета доходов и расходов не распространяется на тех предпринимателей, которые ведут деятельность, подпадающую под единый налог на вмененный доход. Таким образом, предприниматели на ЕНВД вести этот регистр вообще не должны. Никаких других специальных регистров для ПБОЮЛ на «вмененке» законодательство не предусматривает, поэтому они вправе не вести учет своих доходов и расходов. Обратите внимание! Минфин России уполномочен разъяснять налоговое законодательство. Если в споре с инспектором сослаться на письмо Минфина России, этого должно быть достаточно. Налогоплательщик вправе пользоваться всеми официальными разъяснениями чиновников, и при этом не имеет значения, адресованы они конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. Рекомендации автора: Предпринимателям, которые ведут несколько видов деятельности, подпадающих под разные режимы налогообложения, следует помнить: — если ПБОЮЛ совмещает ЕНВД с упрощенной системой, то он должен вести книгу, утвержденную приказом МНС России от 28.10.02 г. № БГ-3-22/606. При этом в ней отражают только те доходы и расходы, которые учитываются при расчете «упрощенного» налога; — если ПБОЮЛ совмещает ЕНВД с деятельностью, облага-емой обычными налогами (НДФЛ), придется заполнять книгу, которая утверждена приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430. В нее следует заносить все операции, включая и те, которые не относятся к «вмененной» деятельности. Что же касается предпринимателей, которые занимаются только «вмененкой», то им никакие книги вести не нужно. Индивидуальный предприниматель применяет УСН. Есть основные средства: компьютер, принтер. Хочет приобрести более совершенный компьютер и принтер. Сможет ли он учесть эти затраты в своих расходах? Как обосновать их необходимость?Согласно ст. 346.16 НК РФ, при применении УСН при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств. Расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, если для эффективного осуществления предпринимательской деятельности и извлечения дохода индивидуальному предпринимателю необходимо приобрести дополнительное оборудование, в том числе новый, более модернизированный компьютер, то он вправе списать в установленном порядке такие затраты в расходы при УСН и уменьшить налоговую базу по единому налогу. Предприниматель арендует в торговом комплексе бутики, площадью от 30 до 150 кв. метров. Торговые секции отгорожены друг от друга перегородками с отдельными входами. В договорах аренды в качестве объекта торговли указаны нежилые помещения конкретной площадью для осуществления розничной торговли. Имеет ли право предприниматель исчислять ЕНВД за одно торговое место, не учитывая количество указанных в договоре аренды квадратных метров?По мнению автора, такое право есть. Однако его надо закрепить. Для этого нужно: 1. Потребовать от арендодателя при заключении договоров аренды на следующий год указать в качестве объекта аренды — «торговое место». Арендодатель не вправе отказать в этом, т.к. в техническом паспорте на торговый комплекс сдаваемые в аренду бутики наверняка не выделены в качестве магазинов и павильонов, имеющих торговые залы. Новая редакция ст. 346.27 НК РФ, вступившая в силу с 01.01.06 г., дает следующее понятие: «Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, — это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты». 2. При приобретении в местной администрации регистрационных талонов надо следить за тем, чтобы в них торговые точки также именовались как «торговое место». В письме Минфина РФ от 26.08.05 г. №МВ3403 сказано: «Согласно статье 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «площадь торгового зала в квадратных метрах», а через объекты нестационарной торговой сети и стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, — с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место». Как отразить сумму НДС в первичных учетных документах и счетах-фактурах при возврате товара ненадлежащего качества покупателем, если покупатель не является налогоплательщиком НДС?П. 3 ст. 169 НК РФ предусматривает, что счета-фактуры выставляются только налогоплательщиком НДС. Поэтому при возврате товаров покупателем, не являющимся налогоплательщиком НДС, счета-фактуры не выставляются. Кроме того, на основании п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ в первичных учетных документах отдельной строкой сумма налога выделяется только налогоплательщиком НДС. Таким образом, при возврате товаров покупателем, не являющимся налогоплательщиком НДС, сумму этого налога в первичных учетных документах отдельной строкой не выделяют. Может ли индивидуальный предприниматель, работа которого связана с постоянными разъездами, выдать доверенность подписывать счета-фактуры своему главному бухгалтеру или другому сотруднику, которые остаются в его отсутствие на торговой точке? Налоговики считают, что индивидуальный предприниматель должен подписывать счета-фактуры лично. Основание: п. 6 ст.169 НК РФ. Однако, по мнению автора, предприниматель может оформить нотариальную доверенность на другое физическое лицо на право подписи. В ст. 27 НК РФ указываются лица, которые могут быть законными представителями налогоплательщика, а в ст. 29 НК РФ указано, что представителем налогоплательщика (в том числе предпринимателя) признаются гражданин или организация, уполномоченные налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством. Предприниматель применяет «упрощенку» (объект «доходы минус расходы»). Для ведения предпринимательской деятельности необходимо пользоваться автомобилем. Используется личный транспорт. Можно ли предпринимателю учесть компенсацию за пользование собственным автомобилем, расходы на приобретение ГСМ, расходы на ОСАГО и на транспортный налог в целях исчисления единого налога по УСН? Можно. Компенсация за использование личного транспорта прямо поименована в закрытом перечне затрат при УСН (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако расходы на компенсацию можно учесть только в пределах норм, установленных в постановлении Правительства РФ от 8.02.02 г. №92. Минфин РФ считает, что эти нормы могут использовать индивидуальные предприниматели, применяющие УСН (письмо Минфина РФ от 8.08.05 г. №03-11-04/2/40). Расходы на личный транспорт в служебных целях должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Подтвердить такие расходы можно при помощи путевых листов. Расходы на ГСМ и страхование гражданской ответственности следует учесть в составе материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), но при наличии документов, подтверждающих произведенные затраты. Это могут быть кассовые чеки с АЗС, договор со страховщиком автограждан-ской ответственности. Обратите внимание! Налоговые инспекторы считают, что уменьшить доходы на расходы по ГСМ можно только в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтранспортом России от 29.04.03 г. №Р3112194-0366-03. Индивидуальные предприниматели-упрощенцы не освобождены от обязанности уплачивать транспортный налог и платят его в общем порядке (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Предприниматели, работающие на УСН, могут уменьшить доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, можно включить сумму транспортного налога в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эльмира Багаутдинова ведущий эксперт, налоговый консультант Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Татьяна
Я являюсь гл.бух. у ИП. На меня оформлена нотариальная доверенность с парвом подписи на всех документах. При выставлении Торг12 могу ли я расписываться во всех графах Отпуска груза и указывать ли данные доверенности?