На вопросы «Делового обозрения» отвечает министр инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрий Рябов.

— Дмитрий Александрович, за десять месяцев 2006 года реализация новых инвестиционных проектов привлекла в экономику области два миллиарда рублей. Удовлетворены вы таким показателем?

— В настоящее время у нас в работе порядка 80 новых инвестиционных проектов и предложений. Привлечение инвестиций — процесс непростой и длительный.

На то, чтобы найти инвестора, заинтересовать, создать условия для его вхождения в регион, провести всю подготовительную работу, а затем, к примеру, построить завод и вывести его на проектную мощность, требуется минимум три года.

Так как министерство начало свою активную деятельность только в 2006 году (в 2005-м велась серьезная подготовительная работа), то достижение достойных внимания показателей для экономики региона мы ожидаем с 2008 года. Но несколько крупных проектов, которые нам удалось привлечь в регион, так сказать «первые ласточки», дадут серьезный результат уже в будущем году.

Если же говорить об общем объеме инвестиций, то за десять месяцев 2006 года в экономику области привлечено 12,7 млрд. рублей. Это почти на 30

процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года — это второй показатель по Приволжскому федеральному округу.

— Кого вы относите к «первым ласточкам»?

— Конечно, завод тарного стекла в селе Красный Гуляй Сенгилеевского района. Инвестором выступает компания «Клин-Стеклотара». Мы вышли на него после презентации Ульяновской области в посольстве Чехии. Инвестору был предложен ряд площадок, оказано оперативное содействие в решении всех юридических вопросов, и в настоящее время уже начато строительство.

Есть твердая уверенность в том, что в середине 2007 года завод будет запущен. По срокам реализации проекта этот пример просто уникальный.

Второй проект — создание производства металлоконструкций в Ульяновске. Инвестор — самарская компания «Электрощит», владелец завода по производству стеновых панелей. Компания приобрела корпус площадью порядка 12 тыс. кв. метров на территории завода имени Володарского, очищает площадку, закупает импортное оборудование. Планируемый годовой оборот — порядка 1 млрд. рублей. Для Ульяновской области предприятия с миллиардным оборотом — это штучный товар. На сегодняшний день их у нас всего семь. Появление еще двух предприятий такого уровня — очень серьезный вклад в экономику региона.

— А что с инвестиционной деятельностью уже действующих предприятий?

— По статистике, 60 процентов инвестиций делаются компаниями, которые уже находятся в регионе. Это мировая практика. Поэтому, конечно же, в реализации инвестиционных проектов мы, в первую очередь, пытаемся опираться на те предприятия, которые есть в области. Яркий пример — проект «ISUZU», который реализован на Ульяновском автомобильном заводе. Стратегически мыслящее руководство УАЗа загружает свободные площади такими перспективными инвестиционными проектами.

Серьезный инвестор у Ульяновского ликероводочного завода — московская компания «Кристалл». В свое время Правительство области оказало ему необходимую поддержку, в итоге объемы производства выросли в 14 раз. Предприятие работает с полной загрузкой, продукция продается даже в элитных московских ресторанах. Кроме того, инвестором были приобретены и восстановлены три спиртзавода. В результате регион получил действующее предприятие, а значит, рабочие места и налоги.

Не могу не упомянуть компанию «Алев», которая подняла буквально из руин третий городской молочный завод в Ульяновске.

Еще один пример, тоже относящийся к молочной промышленности, — у завода на улице Можайского появился новый собственник — компания «Молвест», которая входит в пятерку крупнейших молочных компаний в России.

Ярчайший пример — Ульяновский патронный завод, который выведен из процедуры банкротства. Его владельцем стал Тульский патронный завод. В 2006 году выходят на 1 млрд. рублей товарной продукции. Если до этого предприятие сокращало штаты, то теперь оно ведет активный набор персонала.

Но мы, конечно же, заинтересованы в привлечении в регион новых инвесторов, поскольку реализация проекта с нуля, как это модно теперь говорить, «грин-филд», имеет наибольший эффект для экономики. Это связано с тем, что уже на первоначальном этапе загружены местные подрядчики, проектные институты, соответственно, сразу же в бюджет начинают поступать дополнительные налоговые отчисления.

— Конкуренция за привлечение инвесторов между регионами сегодня огромная. Как здесь опередить конкурентов?

— Это зависит от очень многих факторов. От привлекательности законодательства, от позиции властей, отсутствия административных барьеров, наличия инженерной инфраструктуры, сформированных земельных участков, от активности региона в продвижении своего бренда.

Очень показательный пример — Краснодарский край. На форуме в Каннах регион направил делегацию из 200 человек, куда вошли представители всех краевых муниципальных образований. Была представлена очень яркая культурная программа, организована огромная выставка. Они проехали уже и Сингапур, и Канны, и Берлин, и Лондон — и везде такие масштабы. Только на организацию выставок и презентаций регион тратит 10 млн. долларов в год.

Что касается нас, то мы не потратили ни копейки бюджетных средства на выставочно-ярмарочную деятельность. Презентации потенциала Ульяновской области проводятся за счет предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, выходе на новые рынки и, соответственно, реализации своей продукции.

Но уже в 2007 году часть средств инвестиционного фонда мы планируем потратить на выставочно-ярмарочную деятельность. Потому что без грамотного и правильного продвижения региона мы никогда не будем привлекательными для крупных иностранных компаний.

— Как вы оцениваете сегодняшний уровень инвестиционной привлекательности Ульяновской области?

— Я думаю, на оценку «хорошо» его уже можно оценивать. Главное, что нам удалось сделать, — это уйти от имиджа депрессивного региона. Теперь надо идти дальше, развиваться, предлагать конкретный инвестиционный продукт. Если мы сможем выполнить все те

мероприятия, что запланировали на ближайшие полгода, возможно, будем оценивать инвестиционный потенциал области на «отлично».

— Что это за мероприятия?

— До конца года мы должны сделать более привлекательным наше инвестиционное законодательство. Принимается новая схема выделения земельных участков для реализации инвестиционных проектов. К сожалению, в настоящий момент при выделении земельных участков эффективность и целесообразность проекта практически не учитывается. Мы считаем это недопустимым пробелом. В целях его ликвидации необходимо создать систему, позволяющую добросовестному инвестору избежать проблем с оформлением всех необходимых документов. Планируется внедрить принцип «единого окна». В этом случае инвестору необходимо направить сформированный пакет документов в ответственный орган власти и через определенный промежуток времени получить готовое решение. А мы и наши коллеги из областного Правительства с помощью органов местного самоуправления и федеральных структур через 139 дней (мы это строго фиксируем!) обеспечим оформление всех необходимых документов. Однако эта система должна применяться исключительно для проектов, получивших одобрение совета по инвестициям.

— Что еще в инвестиционном законодательстве области будет откорректировано?

— В первую очередь, как я уже говорил, мы планируем увязать процесс выделения земельных участков с оценкой инвестиционных проектов.

Также необходимо завершить формирование залогового и инвестиционного фондов с целью оказания государственной поддержки инвестиционным проектам.

И, наконец, завершить формирование налогового законодательства в части предоставления инвесторам льгот.

— Насколько эффективна, на ваш взгляд, работа областного совета по инвестициям?

— Максимально эффективна. Я вообще не знаю, как раньше могла строиться работа без такого органа. Если проект не выносится на публичное обсуждение, если неизвестно, по каким критериям он оценивается, как реализуется, если о нем не знает общество — появляются слухи, домыслы. Это абсолютно неверно.

Есть определенные правила игры. Они открыты и одинаковы для всех — для местного инвестора, иностранного, для любой российской компании. И все решения совета публичны.

— А что в работе совета все-таки не устраивает?

— Не устраивало, что совет являлся рекомендательным органом. Инвестор защищал на совете проект. Члены совета либо одобряли проект, либо высказывали замечания, после чего инициатор проекта подавал заявку в органы местного самоуправления. Причем решение пос-ледних могло быть любым, вне зависимости от мнения членов совета.

Сейчас решения областного совета по инвестициям становятся обязательными для исполнения. Новый порядок будет установлен на уровне регионального закона. Члены совета, осознав, что одобренный ими проект получает реальную административную поддержку, начали более пристрастно рассматривать вносимые предложения. Если вначале порядка 90% проектов получали одобрение, то сейчас многие отправляются на доработку.

Члены совета — инвесторы, предприниматели, банкиры, эксперты — задают очень острые вопросы, вплоть до технических тонкостей. Защитить проект бывает не так-то просто.

— С принятием областного закона «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» инвесторам была обещана поддержка организационная, финансовая, информационная. Какая из них, по вашей оценке, сегодня наиболее развита и эффективна?

— Наименее развита финансовая поддержка. Здесь — пока только планы. С 2007 года, когда в полную силу заработают инвестиционный и залоговый фонды, можно будет говорить о реальной финансовой поддержке.

Информационная поддержка, я думаю, достаточно развита. Открыты данные о свободных площадках по муниципалитетам, запускается сайт министерства инвестиций, где тоже будут аккумулированы такие сведения.

А поддержка административная — одна из самых сильных. Многие инвесторы, которые планируют реализовать в Ульяновской области свои проекты, в качестве основной причины называют то, что у нас «вменяемая» власть и губернатор лично вникает во все проблемы инвесторов.

— Начало реализации каких проектов вы отнесли бы в заслугу работе Правительства области?

— В первую очередь, это проект «Строительство гипермаркета «Метро Кэш энд Кэрри». Этот проект был инициирован Правительством области и курировался с первого дня до момента открытия. Также это проекты «Строительство металлургического комплекса по производству стального проката» по инициативе Уральской горно-металлургической компании, «Строительство завода стеклянной тары в поселке Красный Гуляй» компанией «Клин-Стеклотара», «Строительство нефтеперерабатывающего завода» компанией «Сагмар», «Строительство завода по производству алюминиевых дисков», инициатором которого выступила компания «ЦветМетСервис», «Строительство завода по производству функциональных продуктов питания на базе Гормолокозавода №3» агропромышленным союзом «Алев», «Создание агропромышленного предприятия в Тереньгульском районе» казахской компанией «Иволга-Холдинг» и многие другие.

Такого крупного инвестора, как «РуснРус Агро», нам рекомендовали из федерального центра, благодаря налаженным отношениям с Министерством сельского хозяйства РФ. Мы нашли общий язык, инвестор в течение недели переправил в Ульяновскую область сельскохозяйственную технику и, не дожидаясь официального оформления документов, начал обрабатывать землю. Сегодня он разместил на территории региона 350 млн. рублей, подписаны соглашения с четырьмя районами — Новомалыклинским, Чердаклинским, Мелекесским, Старомайнским. В течение двух лет «РуснРус Агро» инвестирует в наш регион порядка 2 млрд. рублей. Это огромные деньги.

Сложно определить, где наша заслуга, а где нет. Основная задача власти — создать условия для реализации инвестиционных проектов. И неважно, местный это инвестор или иногородний, россий-ский или иностранный.

Людмила Алексеева

“Деловое обозрение” от 10.12.06