О неразберихе в законодательстве об охране природы и предстоящей в будущем году нелегкой работе экологов рассказывает нашему корреспонденту председатель комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии Андрей Салтыков: – Мы уже окончательно «сверстали» «Муниципальный план приоритетных природоохранных мероприятий на 2007 год». Согласно ему, надеемся улучшить информационное обеспечение охраны окружающей среды в Ульяновске. Город плохо оснащен средствами мониторинга, не хватает стационарных постов наблюдения.
Головная организация, осуществляющая государственный экологический мониторинг, – система «Росгидромета». Средств на создание полноценной системы сбора информации у областного центра не хватает. Потому систематические наблюдения за состоянием воздуха в Новом городе или на Верхней Террасе практически не ведутся. Жители левобережья порой жалуются на загрязненность атмосферного воздуха. Из-за отсутствия мониторинга составить полную картину загрязнений невозможно. Мы знаем, что в Новом городе появилось множество несанкционированных источников выбросов. Действуют в гаражах и кооперативах полуподпольные мастерские, изготовляющие различную продукцию, здесь же сжигаются отходы. Появились горы мусора…
Год назад федеральные власти отменили экологический контроль на уровне муниципалитетов. На наш взгляд, это довольно странное решение. Городские экологи оказались отстраненными от систематического контроля. В то же время, согласно законодательству, ответственной за состояние здоровья и благополучия горожан является муниципальная власть.
Абсурдная ситуация: природа и объекты негативного воздействия сегодня поделены по «подведомственному принципу» на федеральные, субъекта и муниципальные.
Только люди, проживающие в тех же природных условиях, на той же территории, остаются «неподеленными». И их не волнует эта система «дележа». Главное для них -здоровые условия жизни. А вот борьба за сохранение экологической обстановки из-за несуразицы с законами не может быть по-настоящему действенной.
Органы местного самоуправления могут участвовать в организации мониторинга, только если субъект федерации передаст для этого нужные полномочия и средства. А если он нас до сих пор не уполномочил и не передал финансы? Люди требуют от мэрии достоверную информацию. Как быть? Покупаем ее у «Росгидромета». Если, конечно, она там есть. А если и там ее нет?
Еще памятна та ситуация, когда жители Нового города обрушили на городскую власть массу телефонных звонков – сигналов о появившемся смоге. Даже жаловались на то, что от ядовитого якобы облака стали расползаться колготки и гибнуть рассада на балконах. Постоянного поста контроля в этой части города не было. Нет его там и поныне. Мы отправили прошения о необходимости выделения необходимых средств и об установке постов экологического наблюдения в Заволжье.
Запретов, препятствующих работе экологов города, сегодня изобретено множество. Мы, например, не всегда имеем право использовать средства экологического фонда в случае возникновения острейших ситуаций в природе.
Не можем мы участвовать и в борьбе с паводками. Свияга – река федерального значения. И участвовать в ее очистке, по логике законодателей, не наше дело. Противопаводковые мероприятия – тоже дело субъекта федерации и федеральной власти.
Законодатели разных уровней запрещают муниципалитету расходовать средства специального фонда, если отсутствуют полномочия, выделенные субъектом.
Теперь мы не можем, например, финансировать и работы по дезактивации Соловьева оврага. Это тоже должно делать государство или предприятие-виновник. А если его как такового уже давно нет?
Ульяновск обладает уникальными памятниками природы. Это особо охраняемые территории регионального значения. Вот это слово – «региональные» – сегодня запрещает нам выделять средства экофонда на их сбережение.
Винновская роща, Черное озеро, родник Маришка, сквер Карамзина, родник Белый Ключ, родник Отрада, дендропарк, Пальцинский остров, разрез Милановского… Увы, все это теперь, согласно новым законам, не наше. А если возникает опасная экологическая ситуация? К примеру, как в Винновской роще, где образовалась огромная аномалия нефтепродуктов. Не принять надлежащих мер – так вся Винновская роща может сгореть.
В городе плохо с очисткой ливневых стоков. Особенно в правобережье. Закладываем необходимые средства на очистку. Оказывается, что ливневая канализация находится на балансе предприятия. Оно и должно, говорят законодатели, ею заниматься.
Организация переработки отходов вроде бы дело городской власти. Но только… если это отходы муниципального предприятия.
Реальная жизнь и законодательство, к сожалению, далеко не всегда «шагают в ногу». В других регионах это понимают и делают так, как лучше для жителей. У нас, как всегда, идет долгий «поиск истины».
Неразбериха с законами не дает возможности городским экологам эффективно разрешать многие возникающие природоохранные проблемы. И все же мы надеемся, что в следующем году внесем свой профессиональный вклад в улучшение экологического мониторинга, в организацию переработки отходов, охрану воздушной и водной среды и ценных природных территорий. Мы будем участвовать в улучшении экологического образования, поддержим инициативу экологических общественных организаций.
Решение задач, поставленных нашим комитетом на будущий год, тесно связано с утверждением нового генерального плана города. С этим связано и предстоящее изучение новых территорий, вошедших в состав муниципального округа. Важно провести инвентаризацию источников неблагоприятного воздействия на среду, новый учет зеленого фонда. Потребуется разработка генеральной схемы очистки города и порядка переработки отходов. В наших планах – проведение экологического обследования в долине Свияги в сотрудничестве с разработчиками нового генерального плана и учеными вузов, еще много других важных природоохранных мероприятий.
Записал Борис Юрьев