Перед тем, как садиться за очередной материал рубрики «Мир дому твоему», я позвонила в дом моих давних друзей – армян Михаила и Натэлы – и попросила хозяйку дома назвать мне самого популярного героя армянских сказок, типа нашего Иванушки-дурачка или Ивана-царевича. Собеседница моя призадумалась. Задаю наводящий вопрос: «Ну, Мишеньке, внуку своему, ты какие сказки читаешь?» Ответ моментальный: «Как какие? Те, что и мне читали: «Курочку-рябу», «Колобка», «Красную Шапочку» и так далее, соответственно его возрасту.
Возраст у юного Михаила Азатовича – неполных пять лет. Сказок с подачи бабушки он знает наизусть великое множество, именно тех самых, которые знают все. Правда, общими усилиями взрослые вспомнили и про всеми любимый армянский мультик «Масленица», и про «Врунишку-охотника», сообща же и пришли к выводу, что сказки и истории наших народов так давно и тесно переплелись, что делить их на «ваши» и «наши» не только бессмысленно, но и во вред подрастающим нашим детям.
Об этом и о многом другом говорили мы в редакции с нашим гостем, руководителем регионального отделения «Союза армян России» Арсеном Анушановичем Абрамяном.
«ЦАВТ ТАНЕМ» – ВОЗЬМУ ТВОЮ БОЛЬ
Уж чего-чего, а боли душевной наши народы натерпелись вдосталь. И не только в военное лихолетье. Чуть более ста армянских семей насчитывалось в Ульяновске до перестроечных 90-х. Сегодня у нас в области живут 15000 выходцев из Армении.
– Беженцы? – спросила я.
– Армяне никогда не были в статусе беженцев в России за всю трехсотлетнюю историю дружбы наших народов, – ответил мой собеседник, – если не считать этого тяжелого десятилетия. Ситуация у нас в республике сложилась так, что люди не могли заработать на кусок хлеба, мужчины не могли прокормить семьи. Серьезные промышленники, бизнесмены первыми перевели свои производства в Россию и влились в ее экономику очень органично.
– У нас в Карсунском районе много лет возглавляет фабрику художественного ткачества Гарик Багратович Таланян, с которым мне довелось познакомиться по журналистским делам. Производство налажено отлично, и старый русский народный промысел обрел вторую жизнь.
– Да, таких людей в городе и области можно перечислять долго. Люди шли в Россию за стабильностью и стабильность получили. Начиная со времен Петра I, Армения и Россия жили в мире и дружбе. Две культуры такого уровня, с такой памятью предков не должны и не могут иметь поводов для вражды. Отношения могут быть только братскими. Мы – стратегические партнеры России.
– А как Вам такое: «Понаехали тут!»? Чувствуется?
– Сегодня я могу только благодарить власть, от Президента до местных администраций, за новую Россию, которая протягивает руку энергичным людям, приехавшим предложить свои руки, свое умение, свою работу. Так не было лет семь-восемь тому назад. А ведь Россия всегда была большим домом для всех народов. Настали тяжкие времена, люди собрались в России. Пришли после развала СССР со своими культурами и традициями. И если страну развалили, то нельзя допустить, чтоб души развалили, чтоб не забыли мы, что мы – братья.
– А сами Вы как попали в Ульяновск?
– Знаете, в те нелегкие времена люди ехали в никуда. Транзитом попадали в Ульяновск и оставались. Я тоже приехал на несколько дней и остался – город понравился, люди хорошие, и я остался. Теперь у меня здесь дом, открываю свою фирму. Мы, армяне, – строители испокон века, есть идеи, есть проекты, есть востребованность и понимание со стороны руководства города и области. Значит, будем жить и работать для страны, для города, для семьи, что еще надо мирному человеку?
– Жена тоже должна работать или Вы не сторонник этого?
– Правду сказать, не сторонник. Дома работы достаточно. Это маленькое государство, которым надо управлять. Женщина в семье – и экономист, и управленец, и психолог, а главное – педагог. У меня -трое детей. Девочки учатся в школе, сын только что закончил. Если жена работает, кто будет с детьми? Пусть она свою энергию, свою любовь, свой талант отдает детям.
– А как же нынешний имидж бизнес-леди: свое дело, машина, сигарета, презентации?
– Почему с моими детьми должны заниматься посторонние люди, когда дома есть мама? Кто может быть лучше? Ведь главное в семье – вырастить крепких физически и духовно здоровых детей. Все лучшее они получают от матери. А «бизнес-леди», они же оторваны от своих детей, и я уверен, каждая из них в глубине души рада бы встретить мужчину, который взял бы на себя основной груз заботы о семье, а она могла бы быть матерью, женщиной, добрым ангелом своего дома.
– А образование?
– Разве образованная мама не нужна детям, разве умница жена -не гордость мужа?
– Сдаюсь. Вернемся к проблемам. Как трудно было вживаться в новые условия, в новую жизнь?
– Нелегко было нам, нелегко было и стране. Она была не готова к такому количеству эмигрантов и беженцев. Вот тогда и сказали: «Понаехали». А сейчас давайте посмотрим реально. Производство налаживаем, обзавелись друзьями всех национальностей, нет вопроса, кто – русский, кто – татарин. Межнациональные браки – это уже норма.
– Вот тут не поверю. Неужели старики не морщатся, мол, лучше – из своих?
– Есть, не спорю. Они беспокоятся о сохранении традиций. Но у нас масса межнациональных браков, где жены-неармянки выучили армянский язык, где мужья-армяне принимают русские обычаи. И счастливо, нормально живут. Вот, поверьте, пусть будет по-бабушкиному, невеста – армянка, из соседней деревни. Не заладилось у молодых, скажут: надо было из своей деревни брать! Не на деревне женимся, а на человеке. Надуманная проблема. Национальные диаспоры привносят в копилку страны свой вклад, и чем больше слияние, тем сильнее страна.
ЕДИНЫ – ЗНАЧИТ СИЛЬНЫ
– Так, может быть, в душе мы еще СССР?
– Может быть. Мы вынесли из прошлых времен знание того, что сила – в единстве. Так будем едины. Ведь что получается, приезжает в разрушенное хозяйство человек любой национальности с целью наладить работу. Откуда берутся «доброжелатели», шепчущие: что, приехали наш кусок забрать? Не забрать, а создать то, что оставим детям своим, для них ведь живем. И надо успеть, надо торопиться, пока они растут. Слава Богу, успели создать воскресную школу – на родном языке. Дети говорят, а читать-писать не умеют. Учим. И хотим, чтоб о нас и нашем вкладе в развитие земли ульяновской знали на этой земле. Разрушили парк Дружбы Народов. Армянская диаспора помогает в его восстановлении. А в нашем павильоне мы хотим создать что-то типа армянского поселения, может быть, мини-музея, где люди узнают имена и вклад в развитие региона армян, ставших волжанами. Бывший выпускник Ульяновского военного училища связи, впоследствии начальник этого училища, генерал Сое Маркович Муратханов, разве не достоин уважения за свою верность присяге и служение Отечеству? И в этой связи хочу сказать вот о чем. Развелось много охотников переписывать историю и чернить имена ее героев. Гай (Бжишкян), герой гражданской войны, национальный герой Армении, талантливый полководец. Как надо говорить о нем? Как о человеке, верном присяге, как о мастере военного искусства. А мы что слышим? Вот этого допускать нельзя. Об этом надо рассказывать детям. А я стесняюсь лишний раз включить телевизор, чтоб не было неудобно перед сыном за слишком откровенные сцены и чтоб девочки мои не смотрели на уродливую семейку трехпалых Симпсонов.
Мы хотим жить в своей стране мирно и оставить ее детям крепкой и спокойной. Кстати, в далекие времена, до принятия христианства, армяне были очень воинственным народом, но, став на путь православия, народ принял идею духовного развития. Мы стали мудрее и добрее. В мировом масштабе «Союз армян России» принимал участие в освобождении русских моряков и семей летчиков из плена в Нигерии. В Ульяновске и области мы принимаем участие во всех благотворительных акциях. Мы живем в ритме страны, в ритме региона. Наша истинная национальность – человек.
– Ну, хватит о серьезном. Ваш самый любимый праздник?
– Навасард.
– Это что будет по-русски?
– У русских есть Прощеное воскресенье? Это – тоже самое. День радости от прощения. В европейских странах в этот день кидаются апельсинами или томатами. А у нас обливают друг друга водой, смывая обиды и зло. Потом обнимаются, садятся за столы друзьями, зная, что неизбежно зло смоется, а любовь, дружба и разум останутся с нами.
Беседовала журналист Галина Антончик