На «комсомольской» «Прямой линии» говорили о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
Уже год как в Ульяновской области реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье». Что из запланированного удалось сделать? С какими проблемами пришлось столкнуться? Какие перспективы ждут нас в следующем году? На эти и другие вопросы наших читателей на «Прямой линии» отвечала директор Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области Наталья Емельянцева.
– Это Николай Тритии, пенсионер. Какие изменения в ульяновской медицине произошли за год?
– Приоритетный национальный проект «Здоровье» привлек в наш регион дополнительно около 700 миллионов рублей из федерального бюджета. Учреждения здравоохранения первичного звена получили оборудование на 188 миллионов рублей, санитарный транспорт -почти на 50 миллионов. В основном поставка оборудования и санитарного транспорта осуществлена в конце года. Поэтому подводить итоги пока рано. Таких больших вливаний в здравоохранение области не было никогда! Благодаря проекту улучшилась материально-техническая база поликлиник, женских консультаций, станций скорой и неотложной помощи. Была проведена дополнительная диспансеризация граждан, работающих в бюджетной сфере и во вредных и опасных условиях труда, предусматривающая инструментальные, лабораторные исследования и осмотры узких специалистов. Впервые медики первичного звена получили ощутимую прибавку к заработной плате.
– А почему же не исчезли очереди в поликлиниках?
– Самый острый вопрос в реализации проекта – это, конечно, кадры. К сожалению, несмотря на увеличение зарплаты, участковых врачей и медсестер в поликлиниках области не хватает. Участковые врачи (терапевт, педиатр) нередко работают на двух участках, и поэтому очереди пока остаются. Наиболее сложная ситуация с кадрами на селе. 50 процентов работающих врачей имеют предпенсионный и пенсионный возраст! Но про грамма кадрового обеспечения в здравоохранении сейчас в стадии разработки.
– Меня зовут Наталья Стешина. Наверное, благодаря прибавке, многие врачи пожелали пойти в участковые. Не потеряла ли медицина узких специалистов?
– Некоторые из них, действительно, переквалифицировались в терапевты. Но в основном мы потеряли достойных руководящих работников – заведующих и их заместителей, которые поменяли свое рабочее место из-за зарплаты. Еще потеряли старших медсестер: они стали участковыми. Но ведь кто-то должен организовывать работу специалистов! Чтобы сохранить кадры организаторов здравоохранения, в городской программе предусмотрена доплата заведующим отделениями в поликлинике, старшим медицинским сестрам и другим специалистам, не попавшим в реализацию национального проекта, в размере одной тысячи рублей. Но, к сожалению, этого недостаточно.
– Врачам и медсестрам «скорой помощи» летом увеличили зарплату, а вот о водителях, кажется, забыли…?
Действительно, медицинские работники «Скорой» получили федеральные надбавки, а водители – нет. Губернатор области Сергей Морозов принял решение выделить дополнительные средства на эти цели из областного бюджета. И с 1 января водителям «Скорой» увеличат зарплату на две тысячи рублей.
– А выросло ли количество врачей общей практики?
– Сейчас проходят переподготовку на базе УлГУ 29 терапевтов. В конце декабря они получат сертификат специалиста «Врач общей практики».
– Добрый день, меня зовут Анастасия Павловна.
Почему в аптеках по льготному рецепту препарата нет, а за деньги – пожалуйста, бери хоть сейчас?
– Пути доставки лекарственных препаратов совершенно разные. Льготные лекарства нам привозит ООО «Биотек» в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения и социального разви тия РФ. Частные аптеки имеют право работать не только с этой фирмой, но и с другими и завозить те лекарства, которые наиболее востребованы населением. Особенно остро эта ситуация затрагивает сердечно-сосудистые препараты, которые считаются одними из самых востребованных. В перспективе планируется отделить аптечные пункты, работающие с льготной категорией граждан от частных аптек.
К слову, за два года работы в своей должности я убедилась, что даже при хорошей поставке лекарств для льготников, на 100 процентов заявки ни разу не закрывались! Так, «неходовые» препараты на общую сумму около 67 миллионов рублей лежат сегодня на складах и в ульяновских аптеках. Но среди них нет необходимых многим сердечно-сосудистых, онкологических лекарств и др. Среднемесячный лимит нашей области по лекарствам составляет 21 миллион рублей. А наши расходы уже превысили 69 миллионов! В три раза больше, чем положено! Федеральный бюджет должен проплатить за лекарственные препараты 400 миллионов рублей медицинским страховым компаниям. Михаил Зурабов и ООО «Биотек» обещали не волноваться. Но льготники привыкли к перечню лекарств, в котором были и стационарные, и амбулаторные препараты. Сейчас же в нем оставили только амбулаторные медикаменты. Я прекрасно понимаю, как людям сейчас непросто. Но все, что от нас зависит, мы делаем.
– Меня зовут Ольга. Мой муж лежит в БСМП, оборудование там, увы, не новое. Планируется ли его замена? И хорошо бы отремонтировать здание больницы, обеспечить больным нормальные условия. Иной раз доходит до того, что «уток» не хватает…
– БСМП – одна из крупнейших больниц города Ульяновска и несет на себе огромную нагрузку по оказанию экстренной помощи населению. Действительно, планируется отремонтировать все отделения больницы. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» БСМП будет оснащена современным оборудованием. Уже получены рентгендиагностические аппараты и, самое главное, санитарный транспорт. В следующем году закупки продолжатся. Что приятно, в этом году наш регион получил в три раза больше медицинского оборудования, чем было запланировано. Благодаря этому количество лабораторных исследований в Ульяновске увеличилось почти на семь процентов, исследований УЗИ – на 10 процентов, эндоскопических исследований – на три процента и рентген-исследований – на 1,3 процента. Материально-технические условия медицинских учреждений будут улучшаться.
– Добрый день. Это Елена. В этом году ввели родовые сертификаты для жен-шин. Теперь они сами выбирают, где рожать. Какие роддома в Ульяновске выбирают чаще и почему?
– Самый востребованный на сегодняшний день – это Заволжский родильный дом (городская больница № 1 -перинатальный центр). На втором месте – роддом областной больницы. На третьем – акушерский стационар центральной медико-санитарной части г. Ульяновска. Женщину обмануть невозможно! Тот, кто придумал родовые сертификаты, очень умный человек. Будущие мамы сегодня голосуют «ногами». И если им понравилось отношение медиков, профилактика, то они пойдут туда, где их встретят с улыбкой. Где они найдут, помимо качественных медицинских услуг, чуткое отношение.
– Это Марина Антонова. Расскажите, изменится ли что-то в ульяновском здравоохранении в будущем году?
– С января женские консультации и роддома будут получать с каждого родового сертификата еще по одной тысяче рублей. Эти средства пойдут на обеспечение медикаментами, витаминами женщин в период беременности и родов. Например, поликлиника будет закупать препараты, а врач на приеме даст будущей маме назначенное лекарство. Либо медик выпишет бесплатный рецепт, по которому в аптеке роженица получит препарат. А еще по одной тысяче рублей с сертификата выделят на детские поликлиники, консультации, где будут наблюдаться и обследоваться малыши.
Продолжится поставка в регион необходимого оборудования, санитарного автотранспора. Мы заказали рентгендиагностику, УЗИ, лабораторное, эндоскопическое оборудование и электрокардиографы. Федеральная служба обещала заложить средства на отпускные и оплату больничных листов тем, кто входит в реестр по дополнительным выплатам.