ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЭТИ ДНИ ОБСУЖДАЮТ ПРОЕКТ ЗАКОНА «О ДОБРОВОЛЬНОМ СОДЕЙСТВИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА». ПРОЩЕ ГОВОРЯ – О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ. МНЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПАТРУЛЕЙ РАСХОДЯТСЯ.
Правительство, по инициативе которого и внесен проект на обсуждение парламентариев, надеется, что до 1 января закон будет принят.
То, что с охраной правопорядка в области не все благополучно, ни для кого не секрет. Сил одной милиции недостаточно, чтобы выправить ситуацию. Но поможет ли этому пополнение в лице дружинников? На сей счет есть сомнения. Апелляция к опыту советского образца не убеждает. «Нынче же разве какой капиталист отпустит на дежурство, а потом еще и отгул даст»? – спрашивают ульяновцы.
Но начальник милиции общественной безопасности областного УВД Александр Мигель считает, что необходимость в таком законе назрела давно.
– Вспомните прежние времена, – говорит он. – Ходили люди с повязочками, профилактировали, могли подойти и сказать молодежи: «Ну-ка, прекратите!» или позвонить в милицию, чтобы прислали экипаж. Так же и сейчас -пройдут, сообщат. А может, и предотвратят правонарушение. Или задержат кого-то за совершенное преступление. А увеличение численности милиции будет намного дороже, чем «реанимация» ДНД.
– На самом деле мы пишем закон под то, что уже существует, -поясняет разработчик проекта, замначальника управления по работе с федеральными органами власти администрации губернатора Людмила Крутилина. – В вузах уже есть студенческие оперативные отряды, и надо хотя бы узаконить их деятельность. Будем подключать домовые управляющие компании, чтобы охранять жилые микрорайоны, поспособствуем созданию таких дружин в садовых и гаражных товариществах. У граждан появится возможность охранять и защищать свою собственность.
По словам Крутилиной, предполагается, что дружинники будут участвовать и в обеспечении порядка при проведении молодежных мероприятий, заниматься профилактикой беспризорности.
Все это выглядит логично: чтобы легализовать деятельность секьюрити-волонтеров, вооружить их полномочиями, закон необходим. Но какого уровня? Кстати, намек на эту проблему содержится и в тексте ульяновского законопроекта. Дружинник, сказано там, «принимает меры к пресечению преступлений… в соответствии с законодательством». Каким законодательством – не говорится. И если преступник, настигнутый дружинником, шарахнет добровольца по голове, привлечь его по статье за нападение на представителя власти не получится. А случись, что дружинник намнет бока дебоширу, так уже его можно будет обвинить в хулиганстве.
– В законе надо обязательно предусмотреть все моменты такого рода, обеспечить дружинникам полную правовую защиту, – отмечает старший помощник областного прокурора.
Но автор закона поясняет, что дружинник по своим правам и полномочиям ничем не отличается от обычного гражданина. По словам Крутилиной, вопросы правовой защищенности добровольных стражей порядка – прерогатива федеральных законодателей. А Госдума, несмотря на то, что законы о ДНД вводятся уже во многих регионах, до сих пор молчит.
Один из немногих принципиальных противников закона – депутат Заксобрания Расих Гатауллин, зампред комитета по госстроительству и местному самоуправлению, где, кстати, и обсуждается законопроект.
– Каждый должен заниматься своим делом, – считает он. – Охранять общественный порядок должна милиция, а власти в достаточной степени ее финансировать. Да и не получится в нынешних условиях переложить эти заботы на плечи населения. Директивы и разнарядки сегодня не пройдут. Но, как только началась кампания по созданию ДНД, подобные циркуляры пошли по предприятиям и даже политическим партиям. Пришла разнарядка и на наше предприятие, но я категорически отказался ее исполнять. Я людей под ножи и дубинки подставлять не буду! Даже предусмотренные компенсации семье в случае утраты трудоспособности или гибели дружинника не заменят семье потерю кормильца.
Гатауллин и его немногочисленные сторонники считают, что меры правовой защиты возникших по инициативе снизу добровольных объединений самообороны граждан нужны, но они должны быть прописаны не в местном, а в федеральном законе.
Олег Градов