СУДЯ ПО ВСЕМУ, СТАРАЯ МАЙНА НЕ ЗРЯ НОСИТ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ – МОЖЕТ СТАТЬСЯ, ЧТО ОТ РОДУ ЭТОМУ ПОСЕЛКУ АЖ I7OO ЛЕТ. К ТАКОМУ ВЫВОДУ ПРИШЛИ УЧЕНЫЕ ОБЛАСТНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ, ОБСУЖДАВШИЕ НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЕСЛИ УЧЕНОЕ СООБЩЕСТВО ПРИЗНАЕТ СОБРАННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ОТКРЫТИЕ МОЖНО БУДЕТ НАЗВАТЬ СЕНСАЦИЕЙ ГОДА.

Автор гипотезы – археолог, кандидат физических (!) наук, старший преподаватель Ульяновского госуниверситета Александр Кожевин. Он уже в течение семи лет водит в этот район археологические экспедиции, организованные под эгидой института археологии РАН.

Старомайнский район, надо сказать, уже давно, с 30-х годов прошлого века, привлекает археологов. Но и физик Кожевин не может объяснить, почему в этом отнюдь не сухом климате так хорошо сохранились древние предметы – даже железные, даже остатки кожаных изделий. Как отмечает кандидат исторических наук Юрий Семыкин, также проводивший исследования в этих местах, район интересен археологическими находками, сохранившимися с древнейших времен. По его словам, там есть следы присутствия человека еще времен древнего каменного века, верхнего палеолита (120 – 12 тысяч лет назад). Но если те поселения появлялись и исчезали, то раскопки в Старой Майне, по утверждению Кожевина, свидетельствуют: люди здесь жили постоянно и оседло начиная с IV века н.э.

– Так получалось, – говорит Кожевин, – что все наши экспедиции начинались и заканчивались в Старой Майне, и там мы находили все новые подтверждения непрерывности существования села – украшения и предметы быта именьковской и раннеболгарской культур, утварь домонгольского периода, монеты Казанского ханства. И если еще в прошлом году были какие-то пробелы, то благодаря последним находкам и исследованиям можно сделать вывод, что Старая Майна не просто старая, а древняя. Наряду с пряжками именьковского периода, относящимися к концу IV – началу V века, была найдена в этом году и крестовидная лунница, относящаяся к украшениям готского типа, что однозначно указывает на ее возраст – III – начало IV века.

Вообще-то до революции это село называлось Богоявленским. До сего дня официально считается, что оно было основано в 1670 году по повелению царя Алексея Михайловича, когда на берегу Волги был построен Майнский острог. Вероятно, теперь придется пересмотреть историю.

– По нашим данным, поселение, по всей видимости, существовало непрерывно около 1700 лет, – говорит Кожевин. – Оно одно из самых древних в России. Хотя, если честно, мы искали по справочникам более древние сельские поселения, но пока не нашли.

Так что Старая Майна остается первым претендентом на звание самого древнего поселения на территории нашей страны.

– Здесь и вправду переплелись времена и народы, – говорит Кожевин. – Именьковская культура возникла в эпоху Великого переселения, когда Северное Причерноморье, одна из дальних провинций Римской империи, из-за нашествия гуннов прекратило свое развитие и группа славянских земледельцев переселилась в Среднее Поволжье. Затем сюда вторглись болгарские племена, село стало болгарским, далее -период Золотой Орды, потом стало татарским, затем русским, сейчас оно полиэтническое. Выходит, 1700 лет межнациональных отношений!

А теперь – самое интересное. Академик РАН Валентин Седов в своих работах высказал гипотезу (и большинство ученых ее признали), что после внедрения болгарских племен основная часть славянских земледельцев ушла со Средней Волги в лесостепные области Днепровского левобережья и Среднего Подонья, где затем и образовалась волынцевская культура. Седов считал, что этническое имя этой культуры – русы. Их территория затем так и называлась -Русской землей, основными городами которой были Киев, Чернигов и Переяславль. Если так, то Богоявленское можно будет считать прародиной древнего Киева, а поскольку Киев – мать городов русских, то Старая Майна, получается, – бабушка.

Доводы Кожевина подтверждают такие известные ученые-археологи, изучающие этот район, как главный научный сотрудник национального центра археологических исследований АН Татарстана доктор исторических наук Евгений Казаков, исследователь истории Средней Волги профессор Самарского университета Галина Матвеева, ульяновские археологи.

Кожевин в своих выводах уверен. И готовится выступить на международной научной конференции «Великий Волжский путь – стратегия сельского экономического развития», которая состоится в Ульяновске в будущем году. Предполагается, что в ее работе примут участие ученые из Германии, Чехии, Польши и других стран – те, кто занимается вопросами Великого переселения народов.

Но больше всего Кожевина и ученых Архивной комиссии беспокоит сохранность будущих находок. Ученые обратились к губернатору с просьбой создать в этом районе археологический заповедник, что позволило бы привлечь средства на исследования и охрану археологических ценностей.

Сергей Титов