СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ НОВОГОДНИХ КАНИКУЛ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЗСО) СОБРАЛСЯ НА СРОЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. ПОВОД БЫЛ БОЛЕЗНЕННЫМ – НЕХВАТКА ДЕНЕГ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВАМИ ПАЦИЕНТОВ-ЛЬГОТНИКОВ.

Как сообщил депутат ЗСО, кандидат медицинских наук Алексей Куринный, с нового года средства из федерального Фонда обязательного медицинского страхования вливаются в территориальный фонд и идут на финансирование программы государственных гарантий льготникам, входящим в федеральный список. Из расчета 25 миллионов в месяц. В реальности же в прошлом году льготных лекарств «съедалось» ежемесячно на 60-65 миллионов, а в последние месяцы эта сумма доходила и до семидесяти. Но, как уже не раз сообщала «РГ», и этих денег не хватало на то, чтобы обеспечить льготников необходимыми лекарствами, чему свидетельство – рост числа отказников от соцпакета и количества жалоб инвалидов и ветеранов. Что же будет теперь, когда средства, поступающие из федерального ФОМС, составят лишь треть от реальной потребности?

К тому же число больных людей в области за прошедший год, как ни странно, не уменьшилось. Следовательно, местному здравоохранению придется либо сажать льготников на жесткую лекарственную диету, либо дотировать территориальный ФОМС из областного бюджета. Есть еще один, столь же мало приемлемый вариант решения проблемы: отдать льготникам средства, предназначенные на лекарственное обеспечение областных больниц.

– Теперь уже нельзя будет «свалить» все недочеты в лекарственном обеспечении на Москву, – считает Куринный. – Вся ответственность за исполнение соответствующих федеральных обязательств с нового года возложена на региональные власти. И мы оказались перед неправильным выбором: либо исполнять программу государственных гарантий, либо все же в первую очередь обеспечивать медикаментами свои больницы.

Кроме того, по словам депутата, если вводится такая система, то не исключено, что долг прошлого года – а это ни много ни мало 400 миллионов – тоже ляжет на территориальный ФОМС. В этом случае фонд впору объявлять банкротом.

Со второй половины января, когда будут израсходованы последние прошлогодние запасы лекарств, ситуация накалится до предела, считает Куринный. Впрочем, ее разогрев начался еще в конце минувшего года, но уже по вине облздрава. Неожиданно накануне праздника закрылся целый ряд аптек, где были пункты льготного обеспечения лекарствами. Больные (среди них и диабетики, которым лекарства необходимо принимать каждый день) метались по аптекам с рецептами, а им вместо новогодних поздравлений говорили: «У нас инвентаризация, приходите в новом году». А в первые дни нового года уведомили, что по прошлогоднему рецепту лекарства не отпускаются.

Директор областного департамента здравоохранения Наталья Емельянцева заявила корреспонденту «РГ», что это – не что иное, как самоуправство. Инвентаризация аптек (ее необходимость связана с тем, что фирма-поставщик открыла свои склады и с нового года поставляет лекарства, минуя склад ОГУП «Фармация») должна была проводиться первого января, а рецепты даже прошлого года подлежат исполнению. Так что тем, кто не помог больным, возможно, не поздоровится.

Но и льготникам здоровья, похоже, не прибавится. В эти же дни их ждал еще один «подарок» – объявлено о закрытии части аптечных пунктов, предназначенных для федеральных льготников.

– Я думаю, это связано с тем, что оставшихся пунктов более чем достаточно, – пояснила Емельянцева.

У инвалидов и ветеранов на этот счет другое мнение. Им теперь стало тяжелее добираться до дальних аптечных пунктов, и они думают, что их таким незатейливым образом просто отваживают от бесплатных лекарств.

Своеобразное реформирование системы лекарственного обеспечения коснулось и простых граждан, которые, как известно, тоже болеют.

В ноябре по решению департамента здравоохранения была проведена реорганизация государственных аптек. Аптеки, прежде работавшие самостоятельно, слили в единое государственное предприятие ОГУП «Фармация». Чиновники от медицины объясняли это тем, что объединение позволит усилить контроль, улучшить поставки лекарств, а главное – снизить их стоимость за счет возможности закупок оптовыми партиями. Двухнедельное закрытие аптек, связанное с реорганизацией, люди еще как-то пережили, но каково было их удивление, когда через некоторое время они обнаружили, что лекарства подешевели незначительно и далеко не все, зато полки аптек опустели. Аптекари признавались корреспонденту «РГ», что самостоятельной аптеке было намного легче договариваться о поставках и выбирать компанию с наиболее низкими ценами. Благодаря этой оперативной и напряженной работе они достойно выдерживали конкуренцию с частными собратьями, заполнившими рынок, и оставались прибыльными. Объединение же привело к неисполнению заявок, длительным задержкам поставок лекарств. В результате покупатель в поисках нужных лекарств уходит к частникам, а аптека по итогам двух минувших месяцев оказалась в убытке.

Дальше может произойти то, что уже было в других сферах экономики: в связи с нерентабельностью убыточные аптеки кто-нибудь предложит закрыть или приватизировать. А это приведет к монополизации фармакологического рынка и, как следствие, к росту цен на медикаменты. Так что будьте здоровы, если не хотите работать только на лекарства.

Сергей Титов