Идея и капитал для ее воплощения — вот то, что требуется для успешного начала собственного бизнеса. Однако на практике оказывается, что этого недостаточно.
Нужен бизнес-план
Для начала предпринимательской деятельности нужен бизнес-план, без которого разговор с инвестором просто не состоится. У этого плана есть несколько обязательных разделов. Раздел «Финансы» позволит понять, сколько необходимо средств для реализации бизнес-идеи, имеет ли смысл брать кредит и сколько это будет стоить, через какое время предприятие начнет приносить доход.
Раздел «Маркетинг» поможет изучить потребителей, конкурентов, емкость рынка и даст возможность понять, какое место на рынке вы сможете занять и достаточно ли этого, чтобы хорошо зарабатывать. В разделах «Производство» и «Персонал» идет речь о необходимых основных средствах, материалах и ресурсах, в том числе и кадровых.
Чьи деньги
Обеспечивая производственный процесс, закупая материалы или товар для перепродажи, бизнесмену приходится вкладывать свои собственные деньги. Важно понимать, что эти расходы уже не личные, а созданной фирмы. В момент несения затрат вы даете фирме в долг, даже если она ваша собственная. Позже вы захотите вернуть израсходованные деньги. А это можно сделать двумя способами:
1) оформить эти суммы как выданные работнику (т. е. вам) в подотчет,
2) оформить договор займа.
Затраченные денежные средства считаются оборотными средствами фирмы и возвращаются по мере поступления выручки от продажи товаров (работ, услуг).
——————————————————————————–
ПАМЯТКА: Сохраняйте документы (чеки, квитанции и т.п.),
подкалывайте их к приходным накладным.
——————————————————————————–
В качестве совета можно порекомендовать начинающим предпринимателям:
изучать основы бухгалтерского учета, налогового законодательства,
следить за изменениями в законодательстве,
своевременно и правильно оформлять документы,
воспользоваться нормой ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете», в которой сказано, что руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерии или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Выбор — за вами.
Важно отметить также, что, начиная дело, предприниматель выступает учредителем фирмы и как учредитель может рассчитывать на долю этой прибыли (в виде дивидендов).
Заработная плата
Если руководитель непосредственно управляет фирмой, являясь ее директором, то возникают трудовые отношения. Как работнику фирмы ему должна ежемесячно начисляться заработная плата.
Начисление зарплаты и соответствующие отчисления в фонды — неотъемлемая часть расходов работающей фирмы. Если фирма не ведет финансово-хозяйственной деятельности, это значит, что за отчетный период не было ни одной продажи, ни одного поступления, т.е. расчетный счет и касса «простаивали». В этом случае можно отправить сотрудников в отпуск без сохранения заработной платы, снизив затраты фирмы. Однако чтобы избежать лишних объяснений с налоговыми органами и внебюджетными фондами, не забывайте начислять минимальную заработную плату.
Не забывайте про отчетность
Начинающий бизнесмен часто упускает из виду, что, получив свидетельство о государственной регистрации, он приобретает и обязанности: по уплате налогов и представлению налоговой отчетности — в сроки, установленные законодательством.
Обратите внимание, что отсутствие деятельности за отчетный период не освобождает фирму от сдачи отчетности. Необходимо сдать пустые бланки! В противном случае, позже все равно придется отчетность представить, но уже со штрафными санкциями.
Для квартальной отчетности срок сдачи установлен в 30 дней со дня окончания отчетного периода (для применяющих УСН — 25 дней), для годовой — 90 дней (для применяющих УСН — 31 марта).
Отчетность во внебюджетные фонды сдается раньше: до 15-го числа — в Фонд социального страхования, до 20-го числа — в ЕСН и Пенсионный фонд.
Особенности применения УСН
Если фирма планирует применять упрощенную систему налогообложения (УСН), следует заранее подумать о двух моментах:
1) правильный выбор объекта налогообложения (сделайте расчет);
2) каковы установленные законом ограничения при применении «упрощенки».
Объектом налогообложения могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ). В первом случае применяется ставка налогообложения 6%, а во втором — 15%.
Очень важно! Не следует думать, что выбор второго варианта дает возможность свести сумму налога к нулю. Существует ограничение, установленное п. 6 ст. 346.18 НК РФ: в случае если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога. Величина минимального налога исчисляется в размере 1% от суммы полученного дохода (т. е. выручки) за налоговый период.
Среди прочих ограничений, установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, обратите внимание на п. 4 ст. 346.13 НК РФ, в котором говорится, что если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. рублей или допущено иное несоответствие требованиям, такой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН.
Заключение договоров
Практика показывает, что за успешными бизнес-проектами стоят грамотно составленные договоры.
1. Договор должен включать в себя обязательства, права и ответственность каждой стороны, встречное удовлетворение за каждый предоставляемый товар или услугу, а также содержать в себе сценарий того, что произойдет, если сделка не будет завершена.
2. Неполный или плохо составленный договор зачастую ничем не лучше, чем отсутствие договора. Конечно, на практике сделки разваливаются и с грамотно составленными договорами. Однако в этом случае речь будет идти о нарушении договора, о том, исполнила ли каждая сторона условия договора.
3. Договор между сторонами не может быть заключен до тех пор, пока они не согласуют все его условия.
4. Следует отличать договор о намерениях от основного договора. Большинство договоров о намерениях не содержит в себе детальных условий для того, чтобы можно было определить, что стороны согласились заключить определенную сделку. Это порождает трудности, когда одна из сторон пытается настоять на исполнении условий такого договора.
5. Не начинайте деловые отношения до того, как будет подписан договор. Многие начинающие бизнесмены прогорают на том, что мало задумываются о будущем, полагаясь на свои дружеские отношения.
О налоговой проверке
В жизни каждого директора наступает день, когда в организацию приходит налоговый инспектор. У руководителя есть два варианта поведения: выполнять все требования представителя налогового органа или занять жесткую позицию отстаивания прав организации.
Часто выбор падает на первый вариант поведения, чтобы «не испортить отношения», не навлечь на себя дополнительную проверку и пр. Эти опасения связаны с тем, что руководитель как налогоплательщик не знает своих прав при проведении налоговой проверки. С неправомерными действиями налоговых органов бороться можно и нужно. Важно документально фиксировать все нарушения, допущенные проверяющими. Это можно оформить в виде акта о нарушении, докладных записок и пр. В случае последующего обращения в суд или вышестоящий орган у организации будет доказательственная база.
На начальном этапе проверки целесообразно привлечь к работе налогового юриста или налогового консультанта, который знает регламенты налоговых проверок, права проверяющих и проверяемых, а также регламенты обжалования решений налоговиков, особенно если они нарушают сроки или процедуру проверки.
——————————————————————————–
ПАМЯТКА: Главным событием 2007 года будет вступление в силу закона о совершенствовании налогового администрирования — закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ.
Самое главное — это уточнение статуса и процедуры проведения налоговых проверок.
Предпринимателям следует изучить новую редакцию первой части Налогового кодекса РФ.
——————————————————————————–
Если к вам пришли с проверкой, то нарушения все равно будут найдены. Поэтому отнеситесь к приходу инспекторов как неизбежному. Это та же сплошная аудиторская проверка, только со штрафными санкциями. За найденные минимальные нарушения отделаетесь минимальными штрафами, за максимальные — большими. Помните: работа компании все равно продолжится, за исключением случая, если она не занимается незаконной деятельностью.
Основная задача — уменьшить налоговые риски
Российское законодательство объемно и противоречиво. Поэтому современным руководителям приходится посвящать немало времени и сил оптимизации налогов. Но грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая. Поэтому, используя те или иные методы оптимизации, всегда следует об этом помнить.
Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным. Нелегальные «схемы» снижения налогов, популярные среди коммерсантов, отлично известны налоговикам. Это, прежде всего, сделки, в которых между покупателем и продавцом товара стоит цепочка посредников. А вот использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.
Предприниматели часто полагают, что достаточно открыть однодневкам счета в разных банках, и контролеры не смогут «расшифровать» схему. Такие руководители заблуждаются. Инспекторы тесно взаимодействуют с кредитными учреждениями, поэтому обнаружить фирму, которая «жульничает», не составляет для них труда. По банковским операциям компании всегда можно проследить закономерности в движении денег от одной организации к другой.
——————————————————————————–
ПАМЯТКА: Государство может взыскать все, что фирма получила по сделке, если она была намеренно «аморальной». Такое право инспекторам предоставляет статья 169 Гражданского кодекса.
——————————————————————————–
Задуматься об оценке бизнеса
Для того чтобы понимать, как развивается ваша компания, необходимо регулярно отслеживать прирост собственного капитала. Анализ динамики данного показателя позволяет собственникам решить, двигаться ли дальше в выбранном направлении, нужно ли продавать бизнес, мотивировать ли менеджмент, искать новые пути развития или оставить все как есть.