Начало нового года ознаменовалось целой чередой автомобильных аварий с участием маршрутных такси, количество пострадавших в которых перевалило за два десятка. Первое ДТП произошло 2 января на автодороге Ульяновск – Сенгилей, когда водитель маршрутки на опасном повороте опрокинул «Газель» в кювет. Трое пассажиров были госпитализированы. 5 января в результате столкновения пассажирской «Газели» с трамваем погибла женщина. 9 января маршрутное такси № 12, двигаясь в сторону села Баратаевка, столкнулось с автомобилем «УАЗ». В результате пять человек, в том числе 13летняя девочка, получили травмы. Официальная формулировка причин трагедий чаще звучит как неудовлетворительные погодные условия и несоблюдение водителями Правил дорожного движения. На самом деле, происходящее – результат еще и бардака в деле пассажирских перевозок и нежелания чиновников навести в этой сфере элементарный порядок.

По словам начальника Управления государственного дорожного надзора по Ульяновской области Сергея Чухлова, ежедневно на дороги Ульяновска выходит более 3000 автобусов (в основном это «Газели»).

Владеют автомобилями 522 перевозчика. Шесть транспортных предприятий располагают сотней и более автобусов, большинство остальных – от трех до десяти. Около 70% перевозчиков, обслуживающих маршруты по области, располагают одной-тремя машинами. Сложилась, таким образом, ситуация, что проконтролировать все предприятия порой не представляется возможным. А контролировать необходимо многое, говорит Чухлов: есть ли у предприятия квалифицированные специалисты, ремонтная база, медицинские специалисты, проверяющие состояние водителей, качество их обучения и др. Всем этим, понятное дело, могут располагать только крупные перевозчики, и добросовестные. Таких не много. В ходе проводимых в ушедшем году совместных с ГИБДД рейдов и проверок (всего 1558) Управлением государственного дорожного надзора области было выявлено 1154 различных нарушения, 551 юридическое лицо привлечено к административной ответственности, 17 перевозчикам было приостановлено действие лицензии.

– Однако, – отмечает Сергей Васильевич, – с 30 октября 2006 года, когда вышло Постановление правительства РФ №637, приостановить действие лицензии на право пассажирских перевозок можно лишь в случае грубого нарушения лицензионных требований, то есть «нарушений, в результате которых произошло ДТП, повлекшее человеческие жертвы, причинения тяжкого вреда здоровью, причинения средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек».

Получается, если нерадивый водитель сегодня угробит четырех своих пассажиров, его хозяин завтра беспрепятственно выведет на маршрут все свои автобусы…

ГИБДД ежедневно сообщает о 50-60 выявленных нарушениях, совершенных водителями маршруток.

Наиболее частые из них: остановка в неположенном месте, нарушения скоростного режима, перегруз. Эти нарушения опять же являются результатом полной неразберихи в деле пассажирских перевозок. Отсутствие контроля за соблюдением расписания движения и диспетчерских служб приводит к тому, что маршрутки носятся по городу, а их владельцы думают только о прибыли и не думают о безопасности пассажиров. За самое опасное нарушение, приводящее часто к большому количеству жертв перегруз, – взимается штраф в 100 рублей, который не пугает водителей.

Естественно, многое зависит от профессионализма, дисциплинированности водителей и владельцев маршруток. Подобрать достойных перевозчиков призваны созданные областной и городской комитеты по транспорту. Помнится, несколько лет тому назад был принят закон о конкурсном порядке предоставления маршрута перевозчикам. На каждый вновь открываемый маршрут должны были поступать заявки от владельцев автобусов, тем более желающих всегда хватало. Выбирать должны были лучших. Что на деле? С каждым годом количество маршрутов увеличивается, а порядок их распределения известен, наверное, лишь узкому кругу чиновников.

Сложившаяся порочная система приводит и к более вопиющим случаям, считает Сергей Чухлов. Руководство средней школы № 27 в свое время заключило договор с предпринимателем Б. на право перевозки детей от поселка Дачный до места учебы.

Дело, казалось бы, благое.

Однако выяснилось, что данный предприниматель не имеет ни в собственности, ни в арендени одного автобуса.

Для перевозки детей каждый раз нанимались шабашники, часто на неисправных машинах. Руководство школы, не осознавая той опасности, которой подвергаются ее воспитанники, не обращало внимания на рекомендации Управления дорожного надзора расторгнуть договор с перевозчиком.

12 декабря Управлением было послано письмо в мэрию города. Вскоре пришел ответ, что договор заключен до 31 декабря и расторжению не подлежит. Было также упомянуто о выявленных и устраненных неисправностях автобусов, высказана надежда на недопущение подобных нарушений в дальнейшем… И только после вмешательства правительства области школа заключила договор с ПАТП №1.

Утром 26 декабря на улице Минаева в результате короткого замыкания в моторном отсеке полностью сгорел автобус «ЛАЗ-699». Тот самый, на котором раньше перевозились дети из 27-й школы. По счастливой случайности в тот момент в салоне был один лишь водитель.

Вадим ПИЛЮКОВ.