В 1917 году, когда крестьяне громили и жгли помещичьи усадьбы по всей России, и в дурном сне они не могли представить, что пройдет менее ста лет, и этот, казалось бы, навсегда отмененный Октябрьской революцией класс начнет возрождаться…

Схема появления на свет современных «помещиков» максимально проста. Председатель СПК создает – один или в компании с парой родственников и друзей – какое-нибудь ООО. Затем все активы СПК – земля, здания, сооружения, техника – «сливаются» в это 000, а СПК остается существовать… на бумаге. И рядовые колхозники – вчера еще полноправные совладельцы (можно сказать, акционеры) СПК -превращаются в бесправных наемных работников новоявленного барина (вчера еще избираемого и снимаемого ими председателя).

Случаев таких в нашей области в последние годы тьма-тьмущая. Но в рамках одной статьи мы хотим рассказать лишь о двух примерах из жизни двух районов области -Цильнинского и Чердаклинского.

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ -«РОДИНУ» РАСХИЩАТЬ

Был в советские времена в Цильнинском районе неплохой колхоз «Россия». Это три села – Покровское, Сухая Бугурна и Богородская Репьевка. В начале 90-х колхоз реорганизовался в СПК под не менее громким названием -«Родина».

В 1994-м «родинцы» на свою голову избрали председателем СПК Геннадия Мулянова – энергичного, напористого делягу, уже успевшего наловить кое-какой «рыбки» в мутной воде рыночных реформ начала 90-х. Думали, что он свои коммерческие таланты употребит на благо всего колхоза.

Как бы не так! На первом месте у Геннадия Макаровича всегда были личные интересы. В конце 2001 г. он

учреждает собственное 000 – «Новая жизнь». И начинает энергично убеждать членов СПК отдать свои земельные и имущественные паи в это 000. Уж какие он турусы на колесах разводил перед колхозниками! «Хозяйство не . развивается нужными темпами, -витийствовал он на одном из общих собраний коллектива, – недостаточно активности, инициативы». А в 000, мол, сразу будут и нужные темпы, и активность, и инициатива. Но, как г-н Мулянов ни разглагольствовал, убедить он смог лишь 165 владельцев паев из 700 -менее трети. И тогда Геннадий Макарович придумал хитроумный трюк. Он устроил раздел земель и имущества колхоза между «Родиной» и «Новой жизнью», да так удачно (для себя), что «Новой жизни» достались и техника, и почти вся обрабатываемая пашня, а у «Родины» остались пара заброшенных коровников и необрабатываемые земли. И 500 с лишним пайщиков «Родины» остались у разбитого корыта, а г-н Мулянов превратился в помещика.

ПОЧЕМУ КУСАЮТ ЛОКТИ В ПОПОВКЕ?

Не менее энергично прибрал к рукам колхозное имущество другой сельский хищник – из Чердаклинского района -АзатЯруллов.

Занявшись в 90-е бизнесом, г-н Яруллов вплотную подошел к весьма узкому кругу дельцов, ворочающих крупными (по ульяновским масштабам) делами. А потом вдруг потянуло нашего Азата на родину, в село Поповка Чердаклинского района, где жил да

поживал СПК «12 лет Октября».

Яруллов ловко воспользовался в 2001 г. определенным недовольством части членов СПК деятельностью тогдашнего председателя – Туйметова. Хотя «12 лет Октября» был на тот момент одним из самых крепких хозяйств области, но в руководстве колхоза царили семейственность и кумовщина. Г-н Яруллов удачно провел агитационную кампанию среди колхозников (деньги на это были), скинул Туйметова и занял его место.

Сейчас многие из тех, кто голосовал пять лет назад за смену власти в СПК, кусают себе локти, да поздно. Ибо СПК приказал долго жить. На смену ему пришло 000 «Поповка», где практически единоличным хозяином является Яруллов. Непрестанно плачась на трудности, свежеиспеченный агробарон увольняет людей, зажимает деньгу на социальные расходы. Однако из своего нового бизнеса почему-то не уходит.

ДОЖДУТСЯ «КРАСНОГО ПЕТУХА»?

Поверьте, мы ничего не имеем против тех фермеров-единоличников, которые в суматошные 90-е гг. сумели как-то выжить, и, подбирая обломки развалившихся совхозов и колхозов, крепко стоят сейчас на ногах, дают работу и хлеб сотням крестьян. Они заработали свои состояния потом и кровью.

Но по какому праву завладевают имуществом сельхозкооперативов новоявленные «помещики»? Они, что ли, создавали эти колхозы с нуля? Нет, не они. Они пришли на готовое. На то, что было создано ранее трудом рядовых колхозников.

И потому народ этих «помещиков» любит ничуть не больше, чем наши деды и прадеды «любили» помещиков образца 1917 года. Те баре дождались крестьянского «красного петуха» на свои усадьбы. Дождутся ли того же самого их преемники?