С нового года в системе социальной защиты населения города и области происходят серьезные структурные изменения.
Районные комитеты соцзащиты ликвидируются. На их базе организуются соответствующие управления, напрямую подчиняющиеся областному департаменту социальной защиты населения. При этом городской комитет социальной защиты продолжает работать, но его функции значительно сокращаются.
О том, кому и зачем потребовались реформы, чего от них ждать – наш разговор с заместителем мэра Ульяновска Татьяной Кабаковой.
-Татьяна Александровна, почему вообще встал вопрос о реформе в системе соцзащиты?
-В 131-м Федеральном законе о местном самоуправлении, который, как известно, действует на территории нашей области с начала прошлого года, строчки о том, что муниципальные образования, в том числе и город Ульяновск, должны заниматься соцзащитой населения, нет. Но есть другая, где говорится, что муниципалитет может брать на себя данную функцию, если, конечно, он считает это необходимым. И обеспечивать ее бюджетным финансированием. В законе также говорится, что муниципалитеты могут оказывать меры адресной поддержки некоторым категориям граждан, которые в этом крайне нуждаются. Этим мы теперь и займемся.
-Какую роль в реформировании системы социальной защиты населения играет региональный закон?
-В ноябре 2006 года депутаты Законодательного Собрания отозвали областной закон о передаче части государственных полномочий на муниципальный уровень. Те государственные полномочия – я говорю о выплатах различных компенсаций региональным и федеральным льготникам, выплатах детских пособий и организации надомной службы, – которые городской и районные комитеты осуществляли в прошлые годы, с 1 января 2007 года полностью перешли к областному департаменту социальной
защиты населения.
-Вы считаете, что закон о перераспределении полномочий необходим и принят свое-временно?
-Я придерживаюсь мнения, что прежде чем начать что-то реформировать, надо все очень тщательно продумать и взвесить. В первую очередь: что это даст нашему населению, каждому
конкретному человеку. Ведь первоочередная задача, которую ставят перед нами Президент, губернатор и мэр, заключается в том, чтобы качество предлагаемых жителям города социальных услуг не ухудшилось, а перечень социальных услуг не сократился. Над этим мы и работаем.
Вопрос о перераспределении полномочий находится в ведении региональной власти. Она решает, оставить муниципалитетам часть из них или забрать. В прошлом году, как я уже сказала выше, полномочия по выплате федеральных и региональных льгот муниципалитетам передали, а в 2007 году решили этого не делать. В прин-ципе, все логично. Только в прошлом году в Ульяновске было произведено выплат на сумму более 800 млн. руб-лей. Поэтому разумно, чтобы такие большие деньги проходили по одному ведомству – областному департаменту социальной защиты населения.
-Значит оформлением и выплатами региональных и федеральных льгот инвалидам, чернобыльцам,ветеранам войны и труда, почетным донорам с 1 января занимается только областной департамент социальной защиты населения?
-Да. Помогать ему станут созданные на базе районных комитетов социальной защиты соответствующие управления. За ними остается имущество, юридические адреса и штат сотрудников, которые из нашего ведомства теперь переведены туда на работу. Речь идет почти о 300 специалистах. Сам департамент тоже остается на прежнем месте – на улице Федерации, 60.
-Тогда чем теперь станет заниматься городской комитет социальной защиты, и где он будет находиться?
– Где и был – на улице Кузнецова, 16, напротив мэрии. В нем остается 13 муниципальных служащих. Мы с коллегами вышли с предложением к мэру о том, чтобы несколько расширить штат сотрудников. Я думаю, на базе районных администраций следовало бы организовать небольшие отделы. Их необходимо обеспечить транспортом, компьютерной техникой и базой данных. К февралю, вероятно, вопрос об организации отделов решится. Малоимущих в Ульяновске достаточно много. Официальный уровень бедности в областном центре составляет 30 процентов. Около 200 тысяч горожан нуждаются в том или ином виде адресной помощи. В среднем, ежедневно на имя мэра поступает от 10 до 15 обращений от наших горожан с просьбой оказать материальную помощь и поддержку.
Комитет, главным образом, займется реализацией трех социальных программ, утвержденных депутатами Городской Думы: «Адресная социальная поддержка малоимущих граждан г. Ульяновска», «Семья и дети», «Социальная интеграция и реабилитация
инвалидов г. Ульяновска». Для этого в бюджете города предусмотрено немало средств. Их, конечно, недостаточно, но есть надежда на помощь предприятий, организаций и спонсоров, которые обычно не отказывают.
Программы предусматривают массу мероприятий. Это организация бесплатного питания для малоимущих, обеспечение их на заявительной основе бесплатными проездными на электротранспорт, выдача талонов на льготное посещение бань, ремонт и перепланировка жилья для инвалидов, установка пандусов и прочее.
-Пока люди не привыкли или еще ничего не знают о произошедших с нового года изменениях, как будут работать департамент социальной защиты населения, его управления, городской комитет соцзащиты мэрии?
-У нас есть договоренность с департаментом, что в так называемый переходный период часть работы, которой раньше занимались районные комитеты соцзащиты, управления возьмут на себя. Люди не должны пострадать. В случае необходимости мы сообщим дополнительную информацию через вашу газету.