В ОДИН ДЕНЬ. НЕ СГОВАРИВАЯСЬ. ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРГЕЙ МОРОЗОВ и МЭР УЛЬЯНОВСКА СЕРГЕЙ ЕРМАКОВ ЗАЯВИЛИ О НЕОБХОДИМОСТИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ.
Губернатор обратился через СМИ к населению, попросив его поддержки в выявлении фактов коррупции. Позицию же градоначальника изложил на пресс-конференции руководитель аппарата мэрии Сергей Сорокин, сообщивший, что городские чиновники тоже ждут от горожан содействия в борьбе с чиновничьим мздоимством.
Почему именно сейчас ульяновские власти заговорили о коррупции, а не 10 лет назад или. например, в ноябре, когда проблему в очередной раз, но очень жестко обозначил президент, приказавший чиновникам забыть про бизнес и жить на одну зарплату, это для нас неведомо. Не исключено, что толчком могло послужить заявление одной из местных общественных организаций, ополчившейся на местных коррупционеров. И хотя о результатах своих исследований волонтеры еще не сообщали, к их лидеру Александру Брашну уже зачастили ходоки от разных областных и городских чиновников, интересуясь, будет ли организации трогать их шефа и нельзя ли как-нибудь по-хорошему договориться. Из чего следует, что общественная инициатива воспринята потенциальными субъектами исследования всерьез.
А вот к «самоочищению^ самой власти люди относятся с известной долей скепсиса.
По словам депутата областного Законодательного собрания Алексея Куринного. процесс должна контролировать независимая структура. И полгода назад часть депутатов пыталась инициировать принятие местного закона «О депутатском расследовании”, но большая часть парламентариев, приближенная к областной власти, этот проект заблокировала.
В Ульяновске помнят скандальное заявление депутата Владимира Аладина. в котором тот перечислил конкретные факты, связанные, на его взгляд, с коррупцией, среди которых, например, продажа без конкурса за сумму в 12 раз меньше оценочной заволжского молокозавода. Однако никакой реакции со стороны областной исполнительной власти тогда, в октябре, не последовало.
По признанию Куринного. среди его коллег по Законодательному собранию нет откровенных лоб-бнсюв или тех. кто желал бы «распилить» бюджет. Однако депутаты, имеющие собственный бизнес, используют свое положение в личных интересах, «собственно, для тою туда люди и идут*. Причем на муниципальном уровне, особенно в Ульяновске и Димитровграде. где идет раздел собственности, земель, зон влияния в ЖКХ. этот процесс намного более активен.
Почему-то под коррупцией чаще всего подразумевают взяточничество. Больше других на него жалуются предприниматели, то есть те. от которых нехорошие чиновники и кормятся. Но почему-то мало кто из них решается вывести нечистых на руку вымогателей на чистую воду. Не потому ли. что. «подмазав* нужного чиновника, легче объехать конкурентов?
Но кроме взяточничества у коррупции есть и другие разновидности. Будь то оплата избирательной кампании кандидата в обмен на предоставление выгодных должностей, заказов и прочих приятных преференций или скрытый лоббизм чиновником собственного бизнеса. Кстати, и прокуроры, и журналисты хорошо знают, кто из чиновников и депутатов имеет интересы в определенных сферах бизнеса. Но конкретных претензий предъявить не могут. Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации* запрещает чиновникам заниматься предпринимательством напрямую, требуя либо продать дело, либо передать его в управление. Что они и делают, переписав свой бизнес на родителей или жен. становясь таким образом совершенно чистыми перед законом. И совершенно спокойно могут принимать решения, направленные на повышение своего же благосостояния.
Но о методах борьбы с этой врожденной болезнью все молчат. Хотя лекарство от нее есть. По словам постоянного ульяновского эксперта «РТ» Григория Каленова. в западном законодательстве есть принцип, называемый «конфликтом интересов*. Смысл его таков: если у чиновника (депутата) есть личный или материальный интерес в каком-то решении или действии, даже если это связано с его родственниками или друзьями, то он должен заявить об этом и отказаться от участия в принятии решения, выйти из соотвегствующей комиссии и пр. Не сделает – может пенять на себя и собирать портфель, чтоб искать другую работу. В России на федеральном уровне этот принцип пока не введен, однако, по словам Куринного, часть областных депутатов намерена предложить подобный областной закон для муниципалов.