Тема подростковой преступности продолжает оставаться актуальной для Ульяновска. Городские и областные власти ищут пути решения проблемы, но положительных сдвигов пока не наблюдается.

«Сопля», «Пески», «Центр-Камаз»… Эти названия молодежных группировок уже не один год наводят ужас на ульяновцев. В криминальные 90-е редкая милицейская сводка не содержала сведений о кражах, драках и других преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Потом вроде бы все несколько поутихло, матери стали без опаски отпускать любимых чад в школу, на улицах стало относительно безопасно. Но события осени прошлого года в Железнодорожном районе наглядно показали – молодежные группировки не только не исчезли, но вновь заявили о себе в полную силу. И борьба с ними предстоит нешуточная.

Но прежде чем бороться, необходимо понять природу этого явления. Ясное дело, что возникает группировка не стихийно, имеет четкую организацию, «свою» территорию, способы добычи денег. И это нельзя не иметь в виду, вырабатывая соответствующую стратегию.

При свете хулиганить приятнее

Многие задаются вопросом, о причинах активизации группировок.

– Их несколько, – отвечает начальник РОВД Железнодорожного района Александр Шихов. – Главные: бытовая неустроенность подростков, слабая освещенность улиц в ночное время, значительное количество торговых точек, продающих алкогольную продукцию, и распространение игорных заведений.

Все вроде верно, только вопрос слабой освещенности улиц представляется спорным.

– Я был на коллегии УВД, взял материал за 2003 год, когда все освещение было порушено, тогда было зафиксировано восемь тысяч преступлений, – отметил мэр города Сергей Ермаков. – В 2005-м, когда мы все восстановили, их стало уже 13 тысяч, а в прошлом году – 18 тысяч…

Выходит, не правы те, кто утверждает, что темнота – друг молодежи? На свету хулиганить приятнее!

Всем вколют успокоительное

Среди конкретных мер по борьбе с группировками Александр Шихов называет организацию вечерних и ночных рейдов, что, по его словам, должно предотвратить возникновение массовых драк и ликвидацию несанкционированных парковок – одного из источников доходов молодых преступников. Сил на это пока не хватает… Тем более непонятно, что делают 150 ульяновских милиционеров в Чечне и Дагестане, когда в их родном городе на улицах идут настоящие военные действия с перестрелками и поножовщиной?!

Но вот где одних милицейских сил действительно недостаточно, так это в профилактической работе. Ведь возникновение или усиление любой группировки можно предотвратить, если лишить ее жизненных сил – молодых пацанов. И здесь мало усилий инспекторов по делам несовершеннолетних и классных руководителей.

– Планируется возродить службу медицинско-психологического сопровождения, – рассказала нам заместитель директора департамента образования области Галина Эдвардс. – Для помощи ребятам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Зачем?!! Что даст эта служба пацанам, которым просто скучно сидеть дома, в которых бурлят и требуют выплеска гормоны? Может, будут по домам ездить и каждому успокоительное вкалывать? Или в компот бром подмешивать? Ну, право слово, предложения чиновников просто смешно слушать. Они только и могут создать какую-нибудь комиссию, службу, комитет, да что угодно, лишь бы уйти подальше от реальности и решения проблемы…

«Кузница кадров» для группировок

– Необходимо строить спортивные клубы и привлекать к работе с подростками их кумиров – именитых ульяновских атлетов, олимпийских чемпионов, – заявил губернатор Сергей Морозов.

Этими словами Сергей Иванович Америки не открыл – секции, конечно, нужны. Но я сейчас вспоминаю себя в школьные годы, как раз тогда был рассвет группировок, так у нас во дворе все приличные гопники обязательно ходили в какую-нибудь секцию – на борьбу или бокс, в качалку. Так что кружки – это не панацея. Но интересно другое, смотреть, как сейчас наш губернатор вдруг заговорил о возрождении спортивных секций. И это после того, как все предыдущие годы они у нас активно разваливались и закрывались?!

Да что там какие-то маленькие секции, у всех на глазах (как бельмо) стоит, пока еще не развалился – областной Дворец детского творчества, он же – Дворец пионеров. Если сам Сергей Иванович, может быть, забыл, то ульяновцы-то помнят, как всего два года назад наш губернатор грозился отремонтировать Дворец. На весь Ульяновск бросили клич, деньги собирали – насобирали, кстати, более трех миллионов рублей. И что? И где… Как разваливался, как был в аварийном состоянии, так и есть. Вот она где «кузница кадров» для группировок! Дворец пионеров, где раньше со всей области подростки занимались, теперь в предсмертном состоянии, а ребятишки предоставлены сами себе и улице, то бишь группировкам.

«Мы такие же, как вы»

Корреспонденту «Вести Ульяновска» удалось взять интервью у лидера одной из группировок Железнодорожного района. Конечно, было страшно! Мы пытались выйти на группировщиков через несанкционированные парковки, да просто подходя вечером к парням, тусующимся возле подъездов и на площадках детских садов – обычном месте обитания гопников. Почти все охотно шли на контакт, даже позировали для фотокамеры.

– Мы не группировщики, мы такие же, как вы, обычные люди, – смеются парни, пьющие пиво в беседке детского садика во дворе улицы 12 Сентября. – Просто погулять вышли.

– Но вы деретесь с другими такими же «обычными людьми»?

– Не-е-е… Чо нам делать нечего? Ну если тока нас кто-нибудь заденет, может и огрести по черепу. А так нет.

– Было пару раз. Приходилось помахать арматурой!- решили похвастаться пацаны, раздухарившись. Они вообще сейчас считают себя суперзвездами. Их почти каждый день забирают в милицию, там с ними обращаются, как с крутыми преступниками, про них снимают сюжеты по телевидению, а теперь вот еще и интервью берут!

– Но вообще у нас все цивилизованно, если так, помахаться – это одно. А если проблемы какие – это у нас старшаки есть…

Постепенно нам удалось разговорить парней и добиться аудиенции у так называемого старшака – старшего в группе. Побеседовать он согласился, только просил имени в газете не называть и фотографировать себя разрешил только со спины. Лексика примерно сохранена близко к оригиналу.

– Я не знаю, чего из этого такую проблему раздули б…я. Чо группировки-группировки?! Они, ёпт, как были 10 лет назад, так и есть. Всегда были, чо вдруг понеслась шумиха. Пацаны и раньше друг друга валили, и раньше стреляли – и ничего. Да менты знают обо всем, чо прикидываться?

– Скажи, зачем молодым парням это нужно, зачем они дерутся? Криминал, понятно, свои проблемы решает финансовые, территорию делят или тому подобное. А вот обычному пацану, у которого еще молоко на губах не обсохло, это зачем? Ведь никаких денег, да ничего, кроме разбитого в кровь лица или отбитых почек, он от этого не получит…

– Я сейчас не знаю, но я, когда молодой был, тоже бегал… Ну а чем еще заниматься на улице?!

– Вот сейчас хотят секции возрождать спортивные…

– (Смеется) Да ладно еще х…ню пороть! Какие секции?! Кому они нужны? У нас свои есть секции, пацаны ходят, качаются кому надо, а чо им на соревнования что ль ездить – х…ня это все!