Холдинг «Русснефть» за четыре года вырос до одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Атака на предприятие — следствие не экономической, а политической борьбы.

Нефтяная компания «Русснефть» в конце января подверглась проверкам органов внутренних дел. Пресс-служба следственного комитета МВД России сообщила, что в настоящее время проводится предварительное следствие по факту уклонения компании от уплаты налогов в особо крупном размере.

Некоторые обстоятельства указывают на серьезный характер претензий со стороны следователей. Эти претензии не стоит объяснять случайной резвостью отдельных сотрудников: работать по «Русснефти» начали еще осенью прошлого года, сейчас мы лишь видим яркий результат деятельности силовиков. По итогам проверки дочерних компаний — «Аганнефтегазгеологии», ЗАО «Нафта-Ульяновск» и ОАО «Ульяновскнефть» — еще в ноябре Генпрокуратура возбудила уголовные дела в отношении их руководителей и оценила доход, полученный в результате незаконных действий, в 300 млн долларов. По меркам бизнеса «Русснефти» сумма нешуточная. Для сравнения: выручка компании за 2005 году составила 2,36 млрд долларов. Весьма показательно, что, по заявлению пресс-службы следственного комитета от 23 января, дело дошло до обысков, а в числе лиц, допрошенных следствием, оказался глава компании Михаил Гуцериев. Прежде столь пристального внимания удостаивался лишь ЮКОС. В прессе даже появилась информация о том, что с Михаила Гуцериева взята подписка о невыезде, а следственные мероприятия уже распространились на другие структуры, владельцем которых он считается, в частности — на Русскую содовую компанию. Правда, в последней отметили, что работают в обычном режиме, а в пресс-службе самой «Русснефти» не смогли подтвердить или опровергнуть существование подписки о невыезде.

За несколько лет, прошедших с начала «дела ЮКОСа», налоговые претензии регулярно выдвигались почти всем крупным российским нефтегазовым компаниям, однако затем они обычно «урезались» и ни для одного предприятия не переросли в серьезную проблему. Но в этот раз, похоже, «Русснефть» удостоится куда более пристального внимания. Вероятно, компанию ждут большие перемены.

Из грязи в князи

Надо сказать, что за свою короткую историю существования «Русснефть» не просто не испытывала проблем, а являлась прямо-таки баловнем судьбы. Она была основана в 2002 году — после приобретения Романом Абрамовичем «Славнефти», которую возглавлял Михаил Гуцериев. Последний со скандалом покинул компанию, заодно прихватив с собой сравнительно небольшой ее осколок — «Варьеганефть». Всего за несколько лет на базе небольшого актива с добычей в 1,5 млн тонн ему удалось создать крупную диверсифицированную нефтяную компанию (см. график 1) с немалыми амбициями: Гуцериев заявлял о планах в течение нескольких лет довести добычу до 70–80 млн тонн и занять место среди лидеров российской нефтянки.

Стремительный рост «Русснефти» поражал воображение: за четыре года ее обороты выросли в 20 раз (см. график 2). На свои средства «Русснефть» так быстро развиваться не могла. «Считается, что в финансовом плане Гуцериеву активно помогал известный мировой трейдер — Glencore, который покровительствовал компании и взамен получал возможность на выгодных условиях торговать ее продукцией», — отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Однако даже такого серьезного финансового партнера для быстрого роста было бы явно недостаточно. Далеко не секрет, что в нашей стране многие бизнесмены с большими деньгами не могут приобрести сладкие нефтяные активы, которые, за редким исключением, всегда попадают в руки «нужных» людей.

До последнего времени считалось, что у «Русснефти» есть очень влиятельные покровители из силовых структур, которые избавляли компанию от всех проблем.

«Пару лет назад она по всей Москве развесила плакаты “«ЛУКойл», руки прочь от «Геойлбента»!”, чтобы воспрепятствовать поглощению этой компании. Алекперов (глава “ЛУКойла”. — «Эксперт») писал письма с жалобой на “Русснефть” лично Владимиру Путину и генеральному прокурору, но никаких последствий для компании не было — это о многом говорит, — отмечает аналитик Альфа-банка Константин Батунин. — Приобретенные “Русснефтью” активы переставали показывать прибыль и быстро становились убыточными. Можно предположить, что материнская компания вводила жесточайший режим трансфертного ценообразования по образу и подобию “схем” начала девяностых годов. Видимо, она не боялась так поступать».

Действительно, в последние годы нефтедобыча для многих «дочек» «Русснефти», по официальным отчетностям, зачастую оказывалась убыточной, несмотря на высочайшую стоимость углеводородов (см. таблицу).

Из князи в грязи

Но уж если очень влиятельные защитники у «Русснефти» были, отчего же ей так нездоровится в последние месяцы?

По мнению ряда авторитетных российских отраслевых специалистов, «Русснефть» могла пострадать из-за того, что перешла дорогу своему еще более влиятельному «коллеге» — «Роснефти». Действительно, быстрорастущая компания г-на Гуцериева умудрилась по экстремально низким ценам приобрести несколько привлекательных активов ЮКОСа в Томской области и других регионах, в то время как на активы империи Ходорковского уже положил глаз холдинг г-на Богданчикова (см., например, «Съесть ЮКОС заживо» в № 11 «Эксперта» за 2006 год). Впрочем, нам эта версия все же кажется не совсем логичной: между перехватом юкосовских активов «Русснефтью» и началом следственных мероприятий в отношении ее прошло довольно длительное время, да и саму «Русснефть» многие ассоциируют с теми же силовыми органами и политическими фигурами, к которым традиционно близок глава «Роснефти» Сергей Богданчиков. «Очень показательно, что делом “Русснефти” в отличие от похожих предыдущих случаев занялась не Генпрокуратура, не налоговая, а следственный комитет при МВД», — отметил один из опрошенных нами аналитиков.

Несколько наших компетентных источников высказали соображения, указывающие на другую версию. В настоящее время происходит ослабление влиятельной группы лиц, представляющих часть силовых структур. Причиной такого ослабления может быть передел сфер влияния, например, с целью выравнивания веса разных властных групп. Если это так, нынешние разбирательства вокруг «Русснефти» могут быть предвестником куда более масштабных событий в разных сферах российской экономики и политики. О том, кто может оказаться потенциальным «бенефициаром» разбирательств вокруг нефтяной компании, пока можно только гадать.

http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/05/krah_balovnya_sudby/