Ульяновское село гибнет, а перекупщики обогащаются за счёт бюджета
В одном из предыдущих номеров нашей газеты мы писали о том, как ОГУП «Средняя Волга» покупала за казенные деньги для бюджетных учреждений области дорогую самарскую курятину вместо дешевой ульяновской.
Говорят, что в капле воды отражается океан. Так и в этом эпизоде с «золотыми курами» отразилась та не совсем нормальная ситуация, которая сложилась сегодня с системой государственных закупок сельхозпродукции в нашем регионе.
К сожалению, возможности нашего областного бюджета не позволяют выделять на прямую финансовую поддержку села такие средства, какие выделяются у наших соседей. В Пензе, Самаре, Татарстане объемы бюджетных «вливаний» в АПК измеряются миллиардами рублей. У нас в 2007 г. выделяется всего лишь 256 млн.
Однако у власти имеется еще один ресурс поддержки ульяновского села. Этот ресурс – госзакупки. В 2006 г. их объем составил 222 млн, рублей. Недурная сумма. Но – увы! – достались эти деньги в основном не непосредственным производителям сельхозпродукции, а перекупщикам.
Список победителей конкурсов на закупку продуктов питания для бюджетных учреждений области в 2006 г. состоял из 9 организаций. Только две из них являются непосредственными сельхозпроизводителями; это имеющий свое подсобное хозяйство завод минеральной воды «Волжанка» и СПК «Красная звезда». Кто же остальные? Уже знакомая нам «Средняя Волга», ОАО «Ульяновскхлебпром», 000 «Венец Плюс», 000 «ТиМ-1», 000 «Общепит»… Посредники, одним словом.
И почему-то не было в этом списке ни СПК им, Крупской, ни 000 «Чеботаевка», ни агрофирмы «Ореховская», ни других мощных, прибыльно работающих хозяйств. А ведь им было, что предложить школам, больницам, другим бюджетным учреждениям, и по вполне приличным ценам.
Получается, что в цепочке «сельхозпроизводитель – бюджетные организации» существует ЛИШНЕЕ ЗВЕНО в виде перекупщиков. Это лишнее звено получает практически всю
прибыль, а страдают непосредственные производители, вынужденные отдавать свою продукцию за бесценок, и бюджет, вынужденный за нее переплачивать. Настоящее экономическое самоубийство.
Отчего же так получается? Дело в том, что стать поставщиком продукции для бюджетных учреждений можно, лишь выиграв открытые торги. А в настоящее время лоты, выставляемые на эти торги, заключают в себя, как правило, несколько наименований разнородной продукции.
Перекупщик, торгующий всем подряд – от растительного масла до сахарного песка, от колбасы до соевого молока, -при таком порядке проведения торгов имеет заведомое преимущество перед непосредственным
сельхозпроизводителем. Ведь хозяйства не могут производить у себя все подряд, им приходится на чем-то специализироваться: кому-то на мясе, кому-то на молоке, кому-то на зерновых… Вот и проигрывают они перекупщикам.
Очевидно, что такое положение дел невыгодно и просто вредно для области. Для всех ульяновцев. В конце концов, если наше село окончательно разорится, если в один «прекрасный» день обанкротятся и те немногочисленные хозяйства, что еще стоят на ногах, то проиграют от этого и горожане. Хотя бы в том проиграют, что будут вынуждены покупать втридорога иногороднюю сельхозпродукцию.
Странные порядки царят сейчас и на рынке муниципальных заказов сельхозпродукции. (Кстати, общий их объем в 2006 г. составил по области 267 млн. рублей). Так, например, в январе 200/ г. торги на поставку для детсадов и муниципальных больниц Ульяновска овощей и бакалейных продуктов выиграл некий ИП Аламов. Всего лишь за месяц деятельность этого ИП вызвала превеликое множество нареканий: овощи и бакалея возятся в одной и той же машине (что категорически запрещено санитарными правилами), продукты доставляются по назначению не вовремя, качество их оставляет желать много лучшего…
За какие же заслуги именно этой фирме досталась победа на торгах? Похоже, кто-то за ними стоит? Не исключено, что кому-то из городских чиновников о-очень хотелось, чтобы выиграл именно Аламов. Расплачиваться же своим здоровьем за эту чиновничью недобросовестность (хотя, возможно, надо говорить не только о недобросовестности) приходится сейчас детям, которых поят в детсадах киселем, сделанным из искусственных красителей.
Очевидно, что порядок проведения государственных и муниципальных закупок в области надо серьезно менять. Этого требует наше несчастное, изнемогающее в каждодневной тяжелой борьбе за существование крестьянство. Этого требуют интересы области.
Этого требует здравый смысл.