2 января, когда жители Ульяновской области (заодно со зсей Россией) еще и не думали выходить из похмелья, читательница «Молодежки» Римма Дурынина вдруг взяла да и перевернула свою жизнь с ног на голову и уехала в Индию. Поехала она, впрочем, не отдыхать. Римма – инструктор по йоге, и отправилась она на специальный семинар для йогов з заповедник Вхимашанкар, 8 отличие от обычных туристов, ей удалось повидать не ту «европейскую» Индию, что лежит у берегов океана, а настоящую, с глиняными хижинами. Где в грязи и пыли мужчины круглый год носят белые одежды. Где женщины ходят в ярких сари с детства по привычке, а не для фотографий с туристами. Где вместе с гремучими змеями водятся гремучие… Впрочем, обо всем по порядку…

– Представьте себе карту мира, желтый треугольник Индии с синим океаном вокруг. Так вот, выхожу я из самолета после 7,5-часового перелета до Мумбая (бывший Бомбей), а в голове эта картинка и только одна мысль: «Неужели я ТАМ нахожусь?». Стою посреди пыльного аэропорта, а вокруг тепло и пальмы. На пятачке, где нас ждет автобус – три индуса. Один сидит в позе лотоса и что-то созерцает, второй ходит вокруг первого, разминая руки, третий стоит неподвижно и… писает, не отворачиваясь от публики. Все трое так поглощены своими занятиями, словно только для этого они и созданы…

Позже я узнала, что писать на улице индусам не воспрещается: если мужчина хочет, он вправе делать свое дело (большое или маленькое) где угодно и когда угодно.

СЛОНОВЬЯ СОЛИДАРНОСТЬ

– Индийского слона я увидела сразу же – на магистрали. Мы едем по дороге на автобусе – и он также спокойно двигается в потоке автомобилей. И поскольку природа обделила слона световыми сигналами, все остальные участники движения (наверное, из солидарности) ими тоже не пользуются. Поэтому, если индусу надо повернуть, обогнать или как-то выразить свое отношение к соседнему водителю -индус сигналит и при этом еще что-нибудь кричит! И главное, слону с его огромными ушами – хоть бы хны, а мы с нашими жалкими ушками за 8 часов дороги к отелю оглохли.

ИНДО-ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМФОРТ

– Отель «Блю Мармон» считается у индусов очень дорогим местом -40-50 долларов в сутки, Собственно, это не отель в его европейском понимании, а что-то вроде санатория: центральное здание в три этажа и несколько дополнительных домиков (бунгало) вокруг. Стены выкрашены в красный цвет. Лужайки аккуратно подстрижены. А вокруг – индийская зима: тридцатиградусная жара (для Индии это и не жара вовсе, жара – это когда выше 50), сочная зелень и голубая дымка, покрывающая горы.

По выходным здесь отдыхают состоятельные индусы. Хозяева просто выбиваются из сил, чтобы создать для придирчивых клиентов по-настоящему европейский комфорт. Например, чтобы обеспечить гостей, поселившихся в бунгало, горячей водой, индусы-работники часами собирают в джунглях дрова и греют воду в больших титанах во дворе. Правда, если попадается любитель помыться, горячей воды хватает не всем… Больше везет тем, кто решится на жилье подороже – в центральном здании. Здесь в каждом номере проточный водонагреватель и душ. Это чудо европейской техники расположено в… уборной – как раз между унитазом и раковиной.

Вероятно, это из экономии: когда ты моешься, заодно моется и все вокруг.

ГРЕМУЧАЯ СОБАКА

– По двору отеля бегает и жутко гремит черная собачка с добрыми глазами. Какой-то изверг подвесил на шею бедняжке здоровенную дубину – то ли для того, чтобы передвижения псины были слышны, то ли для охраны от злых духов… Как бы там ни было, судя по отметинам на «талисмане», собачка не оставляет надежды потихоньку его сгрызть.

ЯБЛОКО УВАЖЕНИЯ

– Даже летом в России мы не едим столько фруктов, сколько зимой в Индии. Папайя, манго, ананас, апельсины, бананы, инжир свежий. Все это индусы подавали нам в огромных количествах целым, нарезанным или в виде сока, при этом не в полной мере разделяя нашу радость по этому поводу. Вот чем они угощали нас с гордостью и с удовольствием – так это яблоками, которые считаются здесь экзотическим фруктом. Они, хоть и невкусные, но самые дорогие. Так что из уважения к хозяевам приходилось есть.

ПЕРЕЦ КАК СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ

– Кормили нас исключительно вегетарианской пищей, уважая цель нашего приезда (ведь настоящие йоги отвергают мясную пищу, чтобы не наносить вреда живым существам). В рационе много круп и овощей, и все жутко острое. У кого проблемы с желудком, тяжело, наверное, было. Но иначе никак нельзя: перец как природный антисептик -единственное спасение в тех условиях, в которых готовится эта пища. Впрочем, мы и не узнали бы этого, если б однажды не заглянули на кухню. Скажу сразу: она не предусмотрена для заглядывания, и вам советую этого не делать. Мужчины, которые готовят здесь пищу, нечасто балуют себя мытьем рук, стен и посуды. Знаменитые индийские лепешки готовятся прямо на полу – в углях, где зола вперемешку с землей. Первое, что бросается в голову: «И мы это ели!..». Тем не менее, после визита на кухню мы продолжали это есть. За 20 дней никто не пожаловался, но и на кухню больше никто не ходил…

САХАРНЫЙ ДИРЕКТОР

– Почти все свое время мы проводили в обучении и лишь изредка выезжали на экскурсии. Первую нам подарил сам хозяин отеля -мистер Патил. Объект для посещения он выбрал сам, это был сахарный завод. Оказалось, что тамошний директор – его родной брат. В это время он как раз баллотировался на выборах, чтобы возглавить целый штат (Махараштра – кажется, так он называется), и пригласить русскую делегацию для него было чем-то вроде рекламы (наших тут уважают). Нас привели прямо в его кабинет – обычный директорский кабинет, какие у нас бывают, только здесь перед входом разуваться нужно. И еще: наши директора любят Путина на стенку вешать, а у этого – огромный портрет самого себя. Сам директор сидит в кресле прямо, голову держит высоко, выражение надменное-пре-надменное, издалека видно – ДИРЕКТОР. Он любезно угостил нас сахаром и показал свой завод. Сахар здесь делается из тростника, который постоянно подвозят на телегах с тощими волами. На наших глазах тростник выгрузили из грязной телеги и засунули в не слишком чистый агрегат вроде огромной соковыжималки. Машина размягчила тростник, выжала его и выдала из грязного желобка густую белую жидкость – тростниковый сок. Этим соком нас угощали… Мы не очень-то хотели, но как отказаться, если тебе от всего сердца предлагают? Пришлось попробовать. В общем-то, вкусно, сладко… К счастью, никто не заболел.

ШИВУ ВЫДЕРЖИВАЮТ НЕ ВСЕ

– Вторую экскурсию мы выбрали сами – в храм Шивы на Бхйме – один из 12 храмов, которые каждый верующий индус должен посетить хоть раз в жизни. Храм стоит в горах почти на краю обрыва. Заходить внутрь с пустыми руками нехорошо. Поэтому у входа продаются приношения – цветочные гирлянды или корзиночки с яркими цветами и кокосами. Купив подарок для Шивы, все разуваются и по одному исчезают в темноте. Внутри тесно, темно, но даже в темноте ощущается, что грязно. Ты спускаешься по лестнице и в самом низу находишь Шиву – статую божества и брамина возле нее. Нужно молча подать ему приношение правой рукой (в Индии все подается только правой рукой – левая считается грязной). Он положит твое приношение в чашу у ног Шивы и даст что-нибудь взамен из той же чаши. Потом нужно обязательно коснуться этой чаши лбом. Затем можно присесть у стенки и подумать. Говорят, если ты пришел в храм с чистыми намерениями, то, что задумаешь здесь – то и сбудется. Некоторые из нашей группы задумали попасть на индуистский обряд.

Для этого нужно было рано встать, прийти в храм, заплатить за обряд и еще купить приношение – крупу, молоко или что-то еще съестное -смотря что даст брамин. С этими дарами прихожане спускались в храм и обнаруживали, что Шива… раздет. Для совершения таинства со статуи бога снимают его железные одежды, обнажая главную его часть -огромный детородный орган, олицетворяющий Начало жизни. Все со своими приношениями садятся вокруг, и брамин говорит каждому: вылейте это на «Начало», или высыпьте это на «Начало»… Все высыпанное и вылитое стекает с «Начала» в корыто под ним и перемешивается, затем брамин мажет этим лоб и губы пришедшим – кому что. Потом все касаются руками и губами самого «Начала». Последней стадии некоторые туристы не выдерживают и уходят…

УЧИТЕЛЬ

– Важнее всего для меня было попасть в институт йоги в городе Пуна и встретиться с Учителем Айенга-ром – основателем одной из наиболее многочисленных и известных школ йоги. Ему 89 лет и он до сих пор здоров и невероятно гибок! Ученики едут к нему со всего света! Не знаю, как остальные, а я испытала самые сильные эмоции за всю мою поездку. Это человек, от которого действительно исходит си-яние и перед которым хочется упасть на колени.

Мы беседовали целый час, в основном, о йоге, но кто-то не выдержал и спросил:

– Скажи, Учитель, куда стремится мир? Что будет с нами в будущем?

Учитель нахмурился и ответил:

– А ты знаешь, куда завтра подует ветер? Я – нет. Я знаю одно: куда бы он ни подул, я буду жить и наслаждаться жизнью! Мне 90-й год,

и до сих пор я чувствую жизнь каждой частичкой кожи, каждым ногтем! А когда настанет день, и я умру, это будет лишь физическая смерть. Моя духовная жизнь будет долгой, независимо от того, что станет с этим миром завтра…

А завтра снова был аэропорт, 7,5 часов полета – и вот уже Москва. И, вроде бы, все, как всегда, но как-то все равно… по-индийски. Так же грязно. Те же смуглые лица вокруг… И так же беспардонно кто-то писает на рельсы… Но все как-то иначе: в Индии люди делают это, сознательно пренебрегая преходящей материальной жизнью. У нас… У нас это простое бескультурье…