Многие детские сады, особенно ведомственные, превратились в лучшем случае в офисы, в худшем – в места увеселения, а в самом худшем – их просто растащили «на запчасти» в личные хозяйства. В итоге мы на сегодняшний день, по словам заместителя мэра Ульяновска Ивана Мельникова, имеем очередь в детские дошкольные учреждения в 7000 человек.
Так, может, и не нужен он, этот детский сад, может, домашнее воспитание и теплее, и спокойнее? Ведь, как известно, нету лучше дружка, чем родная матушка.
На примере выживших, в большинстве своем – муниципальных, детских садов легко доказать обратное. Сегодня ДДУ – это не то место, где накормят-напоят и спать уложат. Это – образовательное учреждение, здесь учат, готовят малышей к школе, помогают освоить сложную науку общения.
– Ребятишки, воспитанники наши, – рассказали мне в детском саде №215 «Колосок» Железнодорожного района, – они ведь все разные. Есть смелые, общительные, есть с комплексами. Один и споет, и спляшет, другого на сцену не вытащишь. Мы придумали Театр ног. Малыши танцуют за ширмой, из-под которой видны только их ножки, обутые в тапочки, например, с пингвинчиками. Дети танцуют, дергают за приделанные к птичьим крылышкам веревочки. Зрители видят танцующих птиц. Стеснительные артисты остаются невидимыми. Это только фрагмент работы с малышами. В программе – обучение чтению, счету, рисованию. Но это было и раньше. Сейчас – более высокие требования к развитию информационного уровня ребенка. Надо соответствовать.
Эти серьезные молодые люди в белых халатах – сотрудники детсадовской лаборатории по изучению космоса. Именно через изучение вселенной они познают реальный мир. Космос, галактика, планета Земля, Россия, Ульяновск, улица, детсад, дом. Что такое солнце, почему приходит день и наступает ночь. Нет, им не рассказывают об этом взрослые, дети познают мир через открытие, которое сделали сами в своей лаборатории, рассматривая в лупу строение цветка или бабочки, радуясь тому, что открыли сами.
Здесь тесная связь со школой, той, которая примет детсадовцев 1 сентября. Дети -частые гости в школе, учителя – в детском саду. Есть контакт – будет нормально идти учебный процесс.
Все это на взрослом языке называется очень сложно: «Научно-методическое обеспечение преемственности в содержании естественно-научного образования в системе «Детский сад – Начальная школа». Составлена программа поисковой исследовательской работы.
Пусть взрослые между собой говорят на своем взрослом языке, главное, что, переходя на язык, доступный детям, они достигают удивительных результатов. Дети идут в школу с охотой, и с охотой после школы прибегают в свой детсад, который для их умственного развития делает так много.
Ну, а как же те семь тысяч, растущих не в детском саду, а в очереди на место в нем? Мэрия Ульяновска сегодня вплотную занялась вопросом перенаселенности детских садов. За последние шесть лет количество муниципальных детских садов в городе увеличилось с 75 до 118. В прошлом году в городе была принята целевая программа по доступному дошкольному образованию – на ее основе открывались новые группы в уже действующих детских садах. Восстанавливались детские учреждения и там, где здания использовались не по назначению. Перед Новым годом в детсаде №206 открылись первые пять групп.
Программа рассчитана на три года и финансируется из городского и областного бюджетов. Это средства позволяют значительно снизить очередность в детских садах. Мэрия планирует строительство детсада на ул. Репина, где проблема детских садов стоит особенно остро.
Итак, президентская программа, направленная на воспитание здорового поколения, обретает реальные формы.