«Мы просили помощи в мэрии, у главы района, обращались к депутату, но ничего не помогло», – так начинается львиная доля жалоб, письменных и устных, в редакцию «СК» по поводу коммунального раздрая. И не поможет – на жалость давить нет смысла, надо грамотно действовать, убежден руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов. Он предлагает решать проблему в правовом поле, то есть писать жалобы в организации, которые имеют самое прямое отношение к решению проблемы, а если не помогает – идти в суды.
Если речь вести о жалобах, то адресовать их надо управляющей компании, а не подрядной организации, которая обслуживает дом (по-старому ЖЭУ). Еще жалобу стоит написать в жилищную инспекцию. Если не помогает, пишите исковое заявление в суд. Не знаете как, можете обратиться за консультацией в Центр защиты прав потребителей.
Еще недавно таких дел в судах почти не было, и люди не очень-то верили в успех предприятия. Теперь все изменилось. За минувший год Центр защиты прав потребителей подготовил порядка десяти исков к управляющим компаниям по поводу текущих крыш и залитых подвалов. Все иски были горожанами выиграны. Компенсация материального и морального вреда составила от десяти до восьмидесяти тысяч рублей в зависимости от обстоятельств.
Законом установлено: население платит, значит, жилищники должны содержать дома в порядке, и этим надо пользоваться, считают специалисты по защите прав потребителей. Главное в этом деле – четко понять, в чем ущерб (сгнивший пол, испорченные обои, загубленный потолок?..), и инициировать экспертизу. Эксперты разных организаций, как правило, оценивают сумму нанесенного ущерба в пользу пострадавших жильцов. С фактами не поспоришь – ремонт нынче дорогой.
Жительница ближнего Засвияжья в прошлом году обратилась в Центр защиты прав потребителей по поводу вечной сырости в подвале дома и, как следствие, в ее квартире. Отчаявшись уладить дело миром с управляющей компанией, женщина пригласила независимых экспертов, и те установили, что по причине неисправности системы холодного и горячего водоснабжения в подвале дома в конкретной квартире сгнили трубы, пол и кухонный гарнитур.
Ущерб был оценен без малого в 50 тысяч рублей. Суд с выводами экспертизы согласился и иск поддержал. По аналогичному сценарию развивались события в Ленинском районе, но уже по поводу крыши. Цена иска – 25 тысяч рублей. Примеров много, практически в отношении всех управляющих компаний иски потребителей хоть раз да были выиграны. Побед было бы больше, убежден Каленов, если бы больше было инициатив.
Чтобы идти в суд, надо иметь железное здоровье и много свободного времени – это главный аргумент потребителей коммунальных услуг в пользу того, чтобы не ввязываться в судебные иски.
Григорий Каленов говорит, что «коммунальные» дела в суде решаются довольно легко. В половине случаев завершаются мировым соглашением, то есть управляющие компании соглашаются все неисправности ликвидировать за свой счет в установленные судом сроки.
Кстати, выяснилось, что иски к коммунальщикам, как правило, подают женщины в возрасте за 35 лет, то есть не самые незанятые люди. Был случай, когда выигравшая дело дама снова попала в передрягу с управляющей компанией, но на этот раз она даже не обращалась за помощью в Центр защиты прав потребителей. Написала по образцу старого искового заявления новую жалобу и легко одержала победу.
Надо признать, что дела с коммунальщиками скоро не делаются даже через суды: от момента принятия судом искового заявления до дня, когда решение по делу будет вынесено, может пройти и несколько месяцев.