Как мы и обещали в номере за прошлую субботу, публикуем полный текст решения Ульяновского арбитражного суда по делу о тарифах 2006 года на горячее водоснабжение и отопление в Ульяновске. Публиковать документ мы вынуждены в двух номерах (окончание планируем на следующую субботу), поскольку текст очень объемный. Суд признал документ об установлении тарифов недействующим, объяснив, почему не может признать его не действующим с момента издания. Но, как разъяснил в Определении от 12.07.2006 г. Конституционный суд РФ, это не влияет на правовые последствия. Нарушенные права граждан в любом слу8 чае должны быть восстановлены, то есть незаконно собранные деньги – возвращены. Добровольно власть этого, конечно, не сделает. Вернуть деньги можно попытаться лишь через суд. При обращении туда публикуемое решение арбитража пригодится, поскольку ссылаться надо будет именно на него. Текст дается дословно, без корректуры.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 432063,г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 17.01.2007г.

Дело № А72-1424/06-9/92 Резолютивная часть решения объявлена 10.01.2007г.

Решение изготовлено в полном объеме 17.01.2007г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе председательствующего Каданцева Ю.А., судей Замалетдиновой Д.М., Семеновой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой Н.И., рассмотрев заявление Каплина Александра Евгеньевича Брагина Александра Александровича Скрипичникова Владимира Владимировича к Комитету по регулированию цен и тарифов города Ульяновска при участии Прокуратуры Ульяновской области о признании не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую сил, постановления №7/03-01 от 07.02.2006г.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Ульяновская городская Дума, мэрия города Ульяновска, УМУП «Городская теплосеть», УМУП «Городской теплосервис», МУП «Ульяновскэлектротранс», УМУП «Теплоком», МУП «Декоративные культуры», ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» при участии в заседании: от Каплина А.Е. – заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя; от Брагина А.А. – заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя; от Скрипичникова В.В. – Скрипичников В.В., паспорт 73 03 950948; от ответчика – Карпанин Д.Е., доверенность № 1379/10-02 от 03.11.2006г.; от Прокуратуры Ульяновской области – Саликова И.Н., удостоверение № 80352; от Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области – Артемьев Е.В., доверенность от 09.01.2007г.; от Ульяновской Городской Думы – не явились, извещены; от мэрииг.Ульяновска – не явился, извещены; от УМУП «Городская теплосеть» не явился, извещены; от УМУП «Городской теплосервис» – не явился, извещены; от МУП «Ульяновскэлектротранс» – не явился, извещены; от УМУП «Теплоком» – не явился, извещены; от МУП «Декоративные культуры» – не явился, извещены; от ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» – не явились, извещены; установил: Каплин Александр Евгеньевич, Брагин Александр Александрович, Скрипичников Владимир Владими рович обратились в Арбитражный суд Ульяновской области к Комитету по регулированию цен и тарифов города Ульяновска с заявлением о признании не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую сил, постановления № 7/03-01 от 07.02.2006г.

«О расчете размера платы за услуги по горячему водоснабжению и центральному отоплению».

Определениями Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области; Ульяновская городская Дума, мэрия города Ульяновска, УМУП «Городская теплосеть», УМУП «Городской теплосервис», МУП «Ульяновскэлектротранс», УМУП «Теплоком», МП «Декоративные культуры».

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.05.2006г. удовлетворено заявление Прокурора Ульяновской области о вступлении в дело в соответствии с ч.5 ст.52 АПК РФ.

Решением от 16.05.2006г. арбитражный суд первой инстанции удовлетворил требования заявителей, признав не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую сил, постановления № 7/03-01 от 07.02.2006г.

Постановлением от 12.09.2006г.

суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания».

При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 09.10.2006г.

В судебном заседании 10.01.2007г.

заявители уточнили свои требования и просили «принять решение о не действии оспариваемого нормативного акта-постановления городского комитета по регулированию цен и тарифов № 7/03-01 от 07.02.2006г., с момента его издания, то есть с 07.02.2006г.» Данное уточнение требований заявителей судом принято в соответствии с требованиями статьи 49 АПК РФ.

В судебном заседании 10.01.2007г. ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела, мотивировав его получением дополнительных объяснений от одного из заявителей (Скрипичникова В.В.) непосредственно в данном судебном заседании. По мнению ответчика, с его сторонытребуется подготовка возражений на эти объяснения заявителя Скрипичникова В.В.

Ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела удовлетворению не подлежит, так как объяснения заявителя Скрипичникова В.В.

не содержат новых доводов, не излагавшихся заявителями ранее.

Заявители Каплин А.Е., Брагин А.А. просили рассмотреть дело без их участия.

Мэрия города Ульяновска, Ульяновская городская дума, УМУП «Городская теплосеть», УМУП «Городской теплосервис», МУП «Ульяновскэлектротранс», УМУП «Теплоком», МП «Декоративные культуры» просили рассмотреть дело без ее участия.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заявители считают, что оспариваемый акт принят ответчиком за пределами полномочий ответчика, что тарифы утверждены без учета их экономической обоснованности и целесообразности и превышают установленные федеральными актами предельные индексы роста тарифов, что оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы жителей города Ульяновска, в силу чего придание ему обратной силы противоречит требованиям Конституции РФ и Уставу города Ульяновска.

Представитель Прокуратуры Ульяновской области поддержал заявленные требования и доводы заявителей, указав, что при принятии оспариваемого акта ответчиком допущены существенные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в принятии оспариваемого нормативного акта до проведения экспертизы, обязательность проведения которой установлена законом, что экономическая обоснованность тарифов не подтверждена, что придание оспариваемому нормативному акту обратной силы противоречит Конституции РФ и Уставу города Ульяновска, и что заявление правомерно принято к рассмотрению арбитражным судом.

Ответчик не согласен с заявленными требованиями, считает их незаконным и необоснованными. Ответчик указал, что оспариваемый акт принят ответчиком в пределах предоставленных законом полномочий, поскольку им утверждался только расчет платы за коммунальные услуги, а не тарифы на тепловую энергию. Оспариваемый акт принят на основании тарифов, утвержденных Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и норм потребления, утвержденных Главой муниципального образования, которые не оспорены и не признаны недействующими. Дополнительные коэффициенты определены на основе утвержденных Методических рекомендаций. При этом проведение каких-либо экспертиз не требовалось, поскольку была утверждена плата за коммунальные услуги для населения, а не тарифы на тепловую энергию. В части проведения экспертизы «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» противоречат Жилищному кодексу РФ, который таких условий не содержит, а поэтому не могут применяться. Ответчик считает, что оспариваемый акт улучшает положение граждан, поэтому придание ему обратной силы правомерно и основано на Федеральном законодательстве. В силу того, что тарифы на тепловую энергию оспариваемым актом не утверждались, спор не подведомствен арбитражному суду.

Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с заявленными требованиями не согласился, поддержав доводы ответчика.

Мэрия города Ульяновска с заявленными требованиями не согласилась.

Ульяновская городская дума свою позицию по рассматриваемому спору не высказала.

Открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» с заявленными требованиями не согласилась, указав, что с учетом требований пункта 10 Информационного письма Федеральной службы по тарифам от 12.08.2005г. № ДС-4928/14 в тарифе на горячее водоснабжение и центральное отопление не должны учитываться затраты на подготовку подпиточной воды (обессоленной, горячей химочищенной воды). Стоимость химически очищенной воды рассчитана путем составления калькуляции затрат, понесенных энергоснабжающей организацией при химической очистке питьевой или технической воды по согласованию с Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области. ОАО «Волжская ТГК» заявило, что требования «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных ПостановлениемПравительства РФ от 26.02.2004г. № 109; ответчиком нарушены не были, несмотря на вынесение оспариваемого постановления после утверждения бюджета на очередной финансовый год, так как ответчик не является государственным органом и не осуществляет деятельность в области ценообразования.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Суд не согласен с заявлением ответчика о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в связи с тем, что оспариваемым нормативным актом был утвержден размер платы для населения за коммунальные услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению, а не тарифы на тепловую энергию. Утверждение платы за центральное отопление и горячее водоснабжение, по мнению суда, непосредственно вытекает из вопросов государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и их применения, в том числе из полномочий органов местного самоуправления в области регулирования тарифов, установления платы за услуги, связанные с применением данных тарифов и применения к ним соответствующих надбавок, в связи с чем в данном случае подведомственность спора должна определяться, в том числе, и с учетом ст.7.1 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ. Таким образом, арбитражный суд обязан рассмотреть дело по существу.

При рассмотрении дела суд исходит из требований пункта 5 статьи 194 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд не связан доводами заявителей и проверяет оспариваемый нормативный акт в полном объеме.

Из представленных доказательств усматривается, что постановлением Городского Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 07.02.2006г. № 7/03-01 «О расчете платы за услуги по горячему водоснабжению и центральному отоплению» с 01.01.2006г. утверждена плата для населения города Ульяновска за услуги центрального отопления (приложение № 1) и по горячему водоснабжению (приложение № 2), оказываемых теплоснабжающими предприятиями города Ульяновска (УМУП «Городская теплосеть», УМУП «Городской теплосервис», МУП «Ульяновскэлектротранс», УМУП «Теплоком», МП «Декоративные культуры»).

Из содержания оспариваемого нормативного акта, пояснений представителей ответчика, представителя Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, представленных расчетов усматривается, что в основу расчета и утверждения оспариваемым нормативным актом платы за центральное отопление и горячее водоснабжение положены тарифы на тепловую энергию, утвержденные для указанных теплоснабжающих организаций решениями Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (от 20.10.2005г. № 74, от 31.01.2006г. № 4, от 18.11.2005г. № 107, от 07.10.2005г. № 28, от 22.12.2005г. № 218), принятыми в соответствии с полномочиями органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, установленными ст.6 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», а также постановление Главы города Ульяновска от 24.11.2005г. № 2874 «О нормативах отпуска тепловой энергии на отопление жилых помещений, не имеющих приборов учета», установившее годовую норму отпуска тепловой энергии на 1 кв.м отапливаемой площади жилых помещений, и решение Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27.01.2006г. № 3 «О предельных индексах роста тарифов и размеров платы за жилищные и коммунальные услуги на территории Ульяновской области в 2006г.», установившим предельный индекс роста платы за коммунальные услуги для города Ульяновска в размере 118,6%.

Данные решения Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, постановление Главы муниципального образования в установленном порядке не обжалованы, не отменены и не признаны незаконными, вопрос об их соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не является предметом рассматриваемого спора и не может быть разрешен судом в рамках настоящего дела, в том числе в части из законности и обоснованности.

Суд принимает довод представителя ответчика о том, что оспариваемым нормативным актом непосредственно не утверждались тарифы на отпускаемую тепловую энергию, полномочия по утверждению которых отнесены указанным выше Федеральным законом от 14.04.1995г. № 41-ФЗ органам исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и не относятся к компетенции ответчика, а был утвержден размер платы (тариф для населения) за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению в рамках полномочий, предоставленных ответчику Жилищным кодексом РФ.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя, в числе прочих, плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Ответчик оспариваемым актом утвердил плату за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению на основании тарифов на тепловую энергию, утвержденных Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, норм потребления, утвержденных решением органа местного самоуправления самостоятельным актом и дополнительных расчетных составляющих, влияющих на размер платы, осуществив функцию ценообразования.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с «Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденными Правительством Российской Федерации.