Попытки ульяновских властей сдержать рост цен на проезд терпят фиаско

СО ВЧЕРАШНЕГО дня в Ульяновске вновь повысилась СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА В

частных автобусах. Областной комитет по транспорту намерен взять цены под свой контроль, но пока ничего не добился.

Если по стоимости проезда по центру в девять рублей Ульяновск еще не догнал более благополучную Самару с ее дюжиной целковых, то по стоимости Заволжского направления, где стоимость достигает двадцати рублей, вполне может претендовать на роль лидера по дороговизне перевозок среди городов Приволжского федерального округа. Водители в ответ на ворчанье раздраженных пассажиров говорят, что и это не предел.

Председатель совета объединения перевозчиков Виктор Сидоренко считает, что это нормальное явление, поскольку все дорожает, в том числе – газ и бензин. Цена, по его мнению, если исходить из себестоимости, уже давно должна быть на уровне десяти рублей. И сдерживалась она только тем, что ульяновский рынок перенасыщен частниками, а покупательная способность населения при этом очень низка.

В то же время в областном комитете по транспорту считают, что со стоимостью проезда на частных маршрутах еще надо будет разобраться, что они и намерены сделать. Пока комитет эти тарифы еще не утверждал.

– А раз есть самовольное нарушение, значит, меры будут приниматься, – говорит зампред транспортного обкома Игорь Ершов. -Мы еще потребуем показать расчеты себестоимости проезда – пусть доказывают, что она такая. По постановлению Правительства России субъект РФ имеет право участвовать в регулировании тарифов. Но пока со стороны перевозчиков – только слова, документально нам ничего не подтвердили.

В свою очередь, Сидоренко утверждает, что постановление не касается внутримунициналь-ных частных перевозок. И областные чиновники не вправе вмешиваться в эту сферу. В то же время, по его словам, есть механизм регулирования транспортных тарифов – это определение предельного уровня цены с покрытием выпадающих доходов, если себестоимость оказалась выше.

– Но об этом с нами пока никто не разговаривал, – утверждает представитель перевозчиков.

Впрочем, никто не отрицает, что отношения власти и перевозчиков могут и должны носить более конструктивный характер. Нельзя сказать, что попытки сделать шаги в этом направлении не предпринимаются. Так, недавно чиновники мэрии объявили, что на целом ряде частных маршрутов можно будет ездить льготникам. За это независимым перевозчикам пообещали определенную дотацию из бюджета, которая прежде уходила государственному АТП, практически оставшемуся без автобусов. Правда, пока говорить о большом будущем этого замысла не приходится.

– Никто перевозчикам не сказал, сколько им компенсируют, -говорит представитель частников. – Некоторые «маршрутчики» уже говорят, что у них выручка упала на 20-30 процентов, а будет ли компенсация – никто не знает. Вот и тарифы растут. Вся процедура учета «от власти» звучит просто: «Мы вам сколько-нибудь дадим». В итоге один из маршрутов уже отказался от такой «льготы», не защищенной обязательствами власти. В Москве, например, есть магнитные карточки, позволяющие точно учитывать каждого льготника. Да, это дорого, но можно выдавать льготникам и специальные талоны на проезд. Сел -отдал талон. И тогда все будет четко, конкретно и прозрачно.

Как ни странно, именно прозрачности хочет и транспортный обком. Только талоны, по мнению Ершова, бессмысленны.

– Мы же в России живем, здесь все умеют подделывать, – сетует он. – Вот увидите, стоит только нам запустить эту систему, как через неделю нас завалят поддельными талонами, на что никакого областного бюджета не хватит. А делать их со многими степенями защиты – к этому пока не готовы.

Так что получается, что обе стороны хотят прозрачности и системности отношений, только у каждой – свое понимание. Результат – рост цен и снижение безопасности перевозок.

Когда верстался номер

Пресс-служба мэрии Ульяновска сообщила, что достигнута договоренность с руководителями городских маршрутных такси о том, что каждый водитель обязан предоставить одно место в салоне участнику Великой Отечественной войны бесплатно – при предъявлении соответствующего удостоверения. Не исключено, что это своего рода плата за отсутствие претензий власти по поводу повышения тарифов.