С 15 января вступил в силу закон о российской торговле, в соответствии с которым до 1 апреля процент иностранных граждан на рынках составит не больше 40, а с истечением этого срока должен быть сведен к нулю.
Так, спустя всего два месяца перед ульяновцами, привыкшими покупать фрукты у азербайджанцев, а одежду у вьетнамцев, предстанет совсем иная, чем сегодня, рыночная панорама.
Закон, регулирующий рыночную торговлю, четко регламентирует два основных момента – на рынках запрещается торговать гражданам других стран, а солидная доля реализуемого товара должна быть отечественного производства. Во многих российских регионах уже приступили к исполнению закона.
«Массовые рейдовые атаки на рынках, которые возникли в центральных и дальневосточных районах страны с введением закона о торговле, не характерны для нашей области, – рассказал заместитель начальника Управления миграционной службой по Ульяновской области Владимир Сергеев, – у нас просто нет проблемы. Сегодня на 28 рынках города насчитывается 11345 торговых мест, из них только 1311 занимают иностранные граждане».
«Это официальные данные, – подчеркнул Сергеев, – так, за прошедший год было составлено 4500 протоколов о нарушении режима проживания и предпринимательской деятельности».
Иными словами, ситуация вырисовывается следующая: на 11 процентов законных иностранных торговцев приходится 4500 выявленных нелегалов. Фактически реализация закона в Ульяновске сводится к вылавливанию «за руку» незаконных продавцов из других стран.
В особый разряд попадает новогородский рынок, или, как его называют в народе, «вьетнамский», на котором несколько лет подряд торговали исключительно граждане Вьетнама.
На «вьетнамском» рынке на каждом шагу встречаются иностранные лица, которые с куртками и кофтами в руках носятся между рядов. Только вот у торговых палаток преимущественно стоят русские женщины. Они и являются официальными продавцами товара вьетнамцев, которые со вступлением в силу нового закона о рыночной торговле оперативно сократили свое присутствие на рынках в качестве торгующих и наняли на работу коренных ульяновцев. Правда, это отрицательно сказалось на стоимости товара, но зато исполнены новые законодательные нормы о торговле.
«На данный момент число иностранных продавцов на рынке не превышает допустимого 40-процентного барьера, – подтвердила администратор объекта Надежда Быкова, кроме того, несколько иностранных граждан получили российские паспорта и могут свободно торговать».
Как объяснила Надежда Борисовна, проблема кроется совсем в другом.
Товар на ульяновский рынок всегда привозили из Москвы, куда он соответственно поступал из Вьетнама. Но с введением в действие нового закона количество поставок резко уменьшилось и как результат поднялись цены.
Теперь вьетнамцам невыгодно везти одежду в Ульяновск и здесь продавать: они работают себе в убыток. А некоторые даже уже уехали к себе на родину.
«Такое ощущение, – возмущается Быкова, – что закон о торговле лоббирует интересы торговых центров. А ведь на рынках не только город, вся область одевается. У людей нет денег, чтобы идти в супермаркеты. Например, что купишь на авиастарскую зарплату? Знаете, у нас на рынке так и говорят: «Сегодня будет торговля «Авиастару» дали зарплату».
По закону иностранные граждане могут заняться другим видом деятельности в стране: это может быть коммунальное хозяйство, промышленные предприятия, а также оптовая торговля. А их места в розничной сфере займут российские жители. «Если честно, неохотно ульяновцы идут в торговлю, не умеют, – признается заместитель начальника Управления миграционной службой по Ульяновской области Владимир Сергеев,- а вот иностранцы любят этим заниматься».
С 1 апреля администраторы ульяновских рынков не оставят на своем торговом месте ни одного жителя другой страны. Слишком большие штрафы предусмотрены законом: от 350 до 800 тысяч за человека. А вот сами иностранцы уходить не собираются.
«Нет. Не уйду, – прокричала вьетнамская гражданка из-за прилавка, у меня здесь муж, дети, они уже в школу ходят, мы живем здесь».