Обманутые дольщики обрели властных союзников

ВЧЕРА в Ульяновске было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между правительством региона,мэрией областного центра и общественным фондом помоши обманутым соин-весторам. Сможет ли этот альянс одержать победу над мошенниками, оккупировавшими рынок строительства жилья?

По мнению самих участников тройственного союза, это далеко не точка в решении проблем семей, ставших жертвами недобросовестных действий компании «Капстрой». Скорей, лишь двоеточие, за которым должен последовать перечень мер, призванных обеспечить соблюдение интересов дольщиков. Но сам факт объединения власти и общественности в борьбе за правое дело обнадеживает.

Как было отмечено, это первый документ, который определяет обязательства участников альянса. Мэрия окажет помощь в выделении земельных участков под строительство домов для тех, кому мошенники «впарили» уже проданные квартиры. Она же обещает изыскать некоторую сумму из внебюджетных источников на приобретение жилья для обманутых дольщиков. Вклад областной власти – содействие в снижении процентных ставок по кредитам, в юридической помощи. Сами дольщики обязуются вести реестр пострадавших, определять нового заказчика и застройщика, готовить планы достройки каждого отдельного дома, давать информацию о тех пострадавших, кто нуждается в срочной социальной или медицинской помощи. И главное, что должно стоять после двоеточия, – областная целевая программа помощи обманутым соин-весторам, которую областное правительство уже разрабатывает и планирует вынести на обсуждение 20 февраля.

По оценкам областных чиновников, редко где в России есть еще подобные документы, в которых обязательства власти прописаны столь четко. Сами соинвесторы рады уже тому, что власть обратила внимание на их проблемы и зафиксировала это внимание, однако в оценках более сдержанны.

– Само соглашение выдержано в старых традициях – обтекаемое, без указания точных сроков и лиц, ответственных за исполнение того или иного пункта, – говорит лидер ульяновских дольщиков Геннадий Пискунов. – Но зато есть главное – обещание создать и реализовать целевую программу, в разработке которой будут участвовать и наши представители.

Правда, жертвы мошенничества немало удручены тем, что многим из них по этой программе, вероятно, придется снова раскошеливаться, причем на немалые суммы, чтобы получить когда-то в будущем реальную квартиру.

– Замечание губернатора о том, что большинство соинвесторов хотят получить жилье на халяву, нас покоробило, – говорят они. -Мы уже заплатили немалую цену и не виноваты ни в чем. И будем доказывать это.

Обеспокоены дольщики и тем, что уже начата процедура банкротства «Капстроя», а это значит, что средства от продажи его имущества сначала уйдут первоочередным должникам, на долги по зарплате персонала, а тем, на чьи средства фактически и жил «Кап-строй», может ничего не остаться.

Начальник Управления по контролю и надзору за долевым строительством Анатолий Артемкин считает, что затраты дольщикам понести придется:

– Они приобретали жилье по столь низким ценам, каковых на рынке не существовало. Почему-то их это не насторожило. Как бы там ни было, стоимость квадратного метра известна, и доплатить разницу придется.

Между тем многие пострадавшие от «Капстроя» продолжают считать, что в создавшейся ситуации виноваты и мэрия, которая не контролировала ход незаконного строительства, и правоохранительные органы. В распоряжении редакции «РГ» имеются документы, свидетельствующие о том, что среди пострадавших есть и кредитный кооператив, который, имея своих грамотных юристов, еще два года назад распознал мошенничество, о чем направлял жалобы в областную прокуратуру, однако из ответов следовало, что в действиях застройщиков признаков преступления не обнаружено.

В курсе того, что происходит, но утверждению пострадавших, была и областная власть, куда направляли свои жалобы дольщики, заподозрившие обман. Однако пока не грянул гром, никакой реакции не было.

Впрочем, даже если власти и не признают свою вину, хорошо уже то, что они взяли на себя ответственность за разрешение ситуации.