Последние инициативы Ульяновского губернатора Сергея Морозова – экзамен для чиновников по русскому и возвращение буквы «ё» – буквально взбудоражили Россию. В рейтингах новостей этим сообщениям достались первые места, телевидение делает специальные сюжеты, Валентина Матвиенко в Санк-Петербурге пообещала устроить чиновникам экзамен по русскому в форме сочинения, знатоки на форумах спорят, можно ли писать «свекла», если это «свёкла», а ульяновский тест, выложенный на сайте «Российской газеты» в автоматизированном виде, пользуется, как выясняется, дикой популярностью.

Ульяновская область, пока не добившаяся заметных экономических успехов, вдруг стала известна по всей России и далеко за ее пределами. Специалисты в области Public Relations считают это гениальной PR-акцией. Местные политологи называют губернаторские инициативы его попыткой разбудить сонный Ульяновск. Чиновники говорят, что им такое кипение нравится. Что же это на самом деле – «пиар» или продуманная стратегия – об этом можно было узнать только от самого губернатора.

– Сергей Иванович, раскройте секрет, в чем все-таки главная цель всех ваших многочисленных инициатив?

– Я хочу сформировать позитивный образ Ульяновской области. Изменить менталитет, вернуть ту уверенность, что была в советское время, когда область благодаря имени Ленина была обласкана. А ведь в восьмидесятых ее стали забывать. И у людей начинает появляться какой-то комплекс: а там ли мы живем, а тем ли регионом гордились, тем ли идеалам поклонялись? До такой степени досомневались, что руки у всех сложились.

– Вы сами придумываете, или где-то в недрах власти спрятан мощный генератор идей?

– Экзамен по русскому предложили ульяновские учителя. Вернуть букву «ё» – наши писатели. Большинство инициатив – от общественных советов. Кому-то кажется, что советов много, и не совсем они нужны, на самом деле именно они дают нам пищу для размышлений.

– А знатоки говорят, что есть пиарщики из Самары или Москвы, которые и разрабатывают вам идеи…

– Мы бедный регион. И у нас нет возможности приглашать какие-то PR-команды, что стоит немалых денег. Но я рад, что наши старания так оценены.

– От ваших инициатив уже есть реальный результат?

– Да. К примеру, акция «Подарим городу скамейки». Раньше в Ульяновске даже негде было присесть. А нам хотелось, чтобы люди обратили внимание, что город красив, что он, если захотим, может быть ничуть не хуже других городов России и зарубежья. Или самая первая акция «Помоги ближнему», когда дали возможность пенсионерам, малообеспеченным получать бесплатные обеды…

– А вам не кажется, что для пенсионеров, людей это унижение? Может, лучше сделать обеды для нищих, которых действительно надо спасать… А пенсионерам – доплату к пенсии.

– Насчет унижения не согласен. Во многих семьях дети перестали заботиться о родителях, а здесь они получают возможность общения, досуга. Разве бесплатный проезд пенсионерам или продовольственные пайки с предприятий, где они работали, – это подачка? Почему надо стесняться российской традиции помогать ближнему?

– Из всех инициатив какую бы вы могли сами выделить?

– Год молодежи – классная акция. Или совместная с «Народной газетой» акция по содействию в усыновлении детей из детских домов. Это же здорово, что почти четыре сотни ребятишек обрели настоящие семьи? Объявленный нами Год чтения. В Димитровграде мэр города вместе со своей администрацией, не стесняясь, читает сказки…

– …? Отчеты?

– Настоящие сказки – детям, в библиотеке. Классно! Мы убедились, что это дает возможность чиновникам быть раскрепощенными. И димитровградцы это приветствуют. Говорят, что поняли: пора уделить внимание детям. А акция «Роди патриота в день России»? Отличная! (приз – автомобиль UAZ-Patriot – С.Т.) Большинство разводов приходится на первый год, когда молодые родители сталкиваются с первыми трудностями. И надо их поддержать.

– А вам не кажется, что в реальности к 12 июня просто подгадывали те, кто уже запланировал ребенка? Остальные просто не могут позволить себе такой роскоши, потому что негде жить, не на что содержать …

– Возможно, но система была рассчитана не на 12 июня, а на весь год. И чиновники вдруг вспомнили, как в советское время по велению души или партии приходили и поздравляли молодоженов. Дарить подарки – это тоже хорошо, потому что главное сегодня – обратить внимание богатых на то, что есть те, кто живет гораздо хуже. Проблема в том, что чиновники породили в людях неверие во власть. И мы хотели бы, чтоб недоверие ушло в прошлое и люди поняли, что может быть власть с человеческим лицом. Поэтому, наверное, все наши акции носят больше социальный характер. Начали акцию «Возьми под опеку многодетную семью». Я решил помогать одной семье и все сделаю, чтобы она улучшила свои жилищные условия. И трое министров регионального правительства уже взяли подобные семьи под свою заботу.

– Но сколько многодетных семей в области?

– Более четырех тысяч.

– Столько чиновников не наберется.

– Кто сказал, что этим должны заниматься только чиновники? Считаю, что в ней начнут постепенно участвовать бизнесмены.

– У вас часто инициативы основываются на содействии бизнеса. Но предприниматели – люди меркантильные. Они вложатся в ваши идеи, а потом потребуют какой-то отдачи от вас.

– Я рад помогать бизнесу, если он социально ориентирован, если их предложения хорошо воспринимаются обществом.

– Когда вы сами что-то предлагаете, как определяете, где нужны точки кипения? Интуиция?

– Нет. Внимательно читаю все, что пишут газеты про областные проблемы.

– Допускаете ли возможность инициативы со стороны чиновников?

– Конечно. Многие идеи рождаются в их головах. Но чтобы идея была реализована, чиновник сам должен быть уверен, что это нужно, что она будет хорошо воспринята населением, и он готов быть генерирующим началом.

– Как сказал Жванецкий, «ты же предложишь, тебя же заставят делать, тебя же накажут за то, что плохо сделал»?

– Не совсем так. Но если человек не понимает смысла идеи, то это и не пойдет.

– Кто-то вообще просчитывает возможности, побочные эффекты, неблагоприятные последствия? Провальные идеи были?

– То же строительство собора на площади Ленина… Важное дело – возрождение духовности, но население, оказывается, не поддержало. Если бы вовремя все просчитали, выяснили мнение населения, может быть, сразу бы решили, что надо строить собор в другом месте. Сегодня просчитываем идею переименования Ульяновска в Симбирск. Давно об этом говорят, еще в начале 2005 года только 15% поддерживали эту идею, а через год – уже пятьдесят на пятьдесят. Значит, начинает меняться отношение.

– Существует такое явление, как бездумная исполнительность чиновников, когда исполнение хорошей инициативы искажается до «наоборот». У вас бывало такое?

– Бывало. Заставь дурака Богу молиться… Как бороться? Не допускать таких.

– А скандальный буклетик, изданный при участии Комитета по делам молодежи, где детям в стихах советуется при встрече с хулиганом сказать три буквы. Правда, не то, что все подумали, а – «РСМ» (Российский союз молодежи)?

– Пока не видел.

– Как вы проверяете инициативы ваших подчиненных на состоятельность и отсутствие благоглупости?

– Озвучиваю их предложение на каком-нибудь публичном мероприятии. И жду реакции. Бывает, становится понятно, что идея провальная.

– Скажите, а такие идеи как «Переходящее Красное знамя» или возрожденные Доски Почета в центре Ульяновска – это оттого, что нет средств на более весомые стимулы?

(Продолжение смотрите на странице 6).

– Убежден: моральная поддержка значительно важней финансовой. А если заслуженному строителю заложат на аллее строителей его звезду, то уверяю, он с огромным удовольствием приведет туда своего сына и внука. В Димитровграде, где я был мэром, открыли (правда, не по моей инициативе) «звезду Морозова». И сыновья говорят: «Пап, мы там проходили – классно!». Наверное, это важно – сопричастность к хорошему и доброму.

– Почти все ваши инициативы – в сфере общественно-политической. А в экономике – тишина.

– Есть мудрость: деньги любят тишину. Здесь не акциями – иначе надо подходить. Нужна большая, монотонная, рутинная работа, чтобы заводы заработали. А чтобы сдвинулось, надо быть в правительстве, убеждать. С другой стороны, это наше общественное бурление тоже дает свой эффект в экономике.

– Вас, наверное, узнают: «А-а, это как раз тот самый Ульяновск?!».

– Совершенно верно. После тестирования по русскому, когда приехал в Москву, ко мне разве что только Фрадков не подошел … И когда я зашел к Христенко, убедился, что министр искренне интересуется нашей областью. Он сказал: «Сергей, мы заинтересованы, чтобы Ульяновская область как можно быстрей встала на ноги». А в Федеральном агентстве по образованию, то такое впечатление было – будто зашел не я, а Филипп Киркоров – все стремились засвидетельствовать почтение Ульяновску. И когда рассказал о необходимости поддержки в рамках Года русского языка на достройку корпусов двух университетов, тут же был решен вопрос о выделении дополнительных средств. Благодаря русскому языку.

Но хочу, чтоб стало понятно: это не разовые пиар-акции, это система управления регионом, система позиционирования региона.

– А социологи говорят, что запросы населения и точки кипения власти, порой, очень расходятся. Населению нужно решать проблемы ЖКХ и спасать сельское хозяйство, а власть занимается украшением города. Может, не там бурлим?

– Экономика – такой огромный локомотив, который быстро не растолкаешь и с полпинка не заведешь. Надо сначала создать хорошее настроение у машиниста. В советское время было одно хорошее явление – когда, несмотря на разруху, гордость за свою страну помогала народу возрождать ее.

– То есть, вы считаете, что можно, как сказал барон Мюнхгаузен устами Олега Янковского, иногда самому себя вытаскивать из болота?

– Да. Идея должна завладеть массами, и тогда мы станем преуспевающим регионом.

– После экзамена по русскому слово «губернатор» будет писаться в официальных сообщениях с маленькой буквы?

– Я не обращал на это внимания, но, видимо, дело в традиционном российском излишнем чинопочитании. Это мешает. Вот как начнут на мероприятиях: «Спасибо Сергею Ивановичу…». Так постепенно приравняют к Иосифу Виссарионовичу. А я хочу оставаться таким, какой я есть. Завтра доведу до министров, чтоб соблюдали правила русского языка.

– Само по себе кипение вас бодрит?

– Очень заводит.

– Все подчиненные воспринимают кипение?

– Нет. Полная команда единомышленников пока не сформировалась.

– Задумок еще много?

– Да.

*Сокращенный вариант интервью был опубликован 16 февраля в еженедельнике «Российская газета – Неделя»

Сергей Титов, собкор «Российской газеты».

Тел . 41-32-11, e-mail: ulyanovsk@rg.ru