О сложной ситуации в ЖСК «Комплекс» я узнал летом прошлого года: к журналистам часто обращаются с просьбой вмешаться в неоднозначные ситуации. «Комплекс», находящийся в Новом городе, – самый большой кооператив Ульяновска: в 25 домах кооператива живут 11,5 тысяч человек. Так получилось, что в течение последних 10 лет, до 2006 года, в ЖСК не было ни одного общего собрания (или конференции). И вот, когда такую конференцию провели в прошлом году, некоторым членам кооператива, скажем так, не понравилось то, как была организована конференция и решения, принятые на ней. И потому 10 человек обратились в суд. Но на этом «недовольства» не закончились…
В прошлом году я не стал ни писать на эту тему в газеты, ни делать телепередачу. Причина проста – для того, чтобы разобраться в подобных проблемах, нужно потратить много времени. В данном случае – прочитать Устав ЖСК, ознакомиться с исковыми заявлениями, поговорить с представителями спорящих сторон, да еще посмотреть больше часа видеозаписи, сделанной на конференции одним из истцов. И, в любом случае, в таких спорах главным оказывается не мнение журналиста, а решение суда. Ведь главное – дело, а не мнение.
Тем не менее, по прошествии больше полугода я все же пишу о ЖСК «Комплекс». Почему? По простой причине: сторона, оспаривающая результаты прошлогодней конференции, стремится помешать проведению конференции, назначенной на 4 марта. Если бы вмешательство ограничивалось только судебными делами – полбеды. Но в дела ЖСК вмешались и представители некоторых ульяновских партий и движений, куда «за помощью» обратились «недовольные». Лидеры этих движений подготовили обращение к губернатору, мэру и прокурору области, растиражировали это обращение и разнесли его по квартирам членов ЖСК. Больше того, они же пригласили на одно из собраний дома, входящего в кооператив, съемочную бригаду одного из телеканалов.
Действия этих лидеров и послужили причиной того, что появилась вот эта статья. Не претендуя на истину в последней инстанции, я, скажу честно, вынужден «разбавить» негатив, нагнетаемый вокруг кооператива.
Губернатору, мэру, прокурору…
Этим людям пишут много и часто. Об эффективности подобных обращений вы знаете не хуже чем я. И дело не только в эффективности. Мотивы «обращения» трех лидеров движений (Брагина, Топоркова и Насырова) – практически те же, что и у людей, оспаривающих решения летней конференции. Именно на этот факт мне и хотелось бы обратить внимание тех, кто ознакомился с текстом обращения. Чего больше в обращении – желания сделать себе рекламу «борцов за права человека» или действительно разобраться – на мой взгляд, большой вопрос.
Хотя бы потому, что проблемы кооператива – это проблемы членов ЖСК, а не общественных организаций. Цитирование обращения не имеет большого смысла, однако, о его явных нелепостях я все же выскажу свое мнение.
Основные «претензии» лидеров высказаны в адрес организаторов прошлогодней конференции. Но. Поскольку по этому поводу уже есть решение суда, то сообщение об этом губернатору, мэру и прокурору может иметь только одно последствие: первые лица при самом благоприятном исходе только заставят своих подчиненных ознакомиться с решениями суда. В своем обращении лидеры опасаются, что собрание 4 марта 2007 года будет проходить с нарушениями. При этом лидеры почему-то позволяют себе довольно вольную трактовку решения суда. Дело в том, что суд удовлетворил требования истцов частично. Но об этом лидеры движений почему-то в своем обращении умалчивают. Но ложные посылы приводят к ложным выводам. На что рассчитывали авторы обращения – понятно. На неосведомленность членов ЖСК в подробностях судебной тяжбы.
А громкие слова, типа «нарушения и злоупотребления», «незаконно избранное правление», могут заставить сомневаться.
Однако, в заключение. Лидеры пишут, что готовы предоставить губернатору, мэру и прокурору документы, которые им удалось собрать «в результате проведения общественного контроля за деятельностью данного ЖСК».
Извините, но ЖСК – самостоятельное юридическое лицо. И вмешиваться в его деятельность в виде некоего «общественного контроля», «контроля», делающего выводы о «грубом нарушении прав членов ЖСК», мягко говоря, некорректно. Тем более, что в обращении не названо ни одной фамилии «ущемленного» члена ЖСК. Уж не те же самые это люди, которых почему-то не устроила реакция суда на их исковое заявление?
В общем, тем, кто «клюнул» на громкое «обращение», и тем, кто хочет разобраться в делах собственного ЖСК, придется попотеть, чтобы понять: что – к чему… О том, что и к чему, я узнавал у исполняющего обязанности ЖСК «Комплекс» Виктора Павлова.
Исполняющий обязанности
Исполняющего обязанности председателя правления ЖСК «Комплекс» можно застать в кабинете не только поздним вечером, но и в выходные дни. Виктор Анатольевич Павлов стал старшим по подъезду дома номер 15 по Ульяновскому проспекту весною прошлого года. А летом 2006 года, на конференции, его избрали в состав правления ЖСК. Павлов исполняет обязанности председателя с января этого года. Главное для него сейчас – проведение конференции 4 марта. Ведь нужно не только отчитаться о деятельности правления и ревизионной комиссии, но и внести изменения в устав, провести довыборы правления (сейчас в нем вместо 25 человек – по количеству домов – только 17).
До того, как Павлов стал исполнять обязанности председателя, он занимался предпринимательской деятельностью. Причем производственной. Так что о хозяйственной работе и бухгалтерии знает не понаслышке.
В январе Павлов начал с того, что организовал аудиторскую проверку ЖСК за два года (2005-2006гг.). И проверка показала, что не все в кооперативе было гладко. Помимо неправильных бухгалтерских проводок, обнаружилось перечисление около 3 миллионов рублей без подтверждающих документов. В 2004 году ЖСК не получил около 3 миллионов рублей по компенсациям льготников, проживающих в домах ЖСК. Немалая сумма. Причина неполучения компенсации – недоработки прежнего правления. Но Павлов пытается компенсировать эти потери кооперативу: работает с районным и областным комитетами соцзащиты.
Обнаружена и еще одна финансовая «дыра»: деньги, собранные с членов ЖСК до 2005 года за обслуживание и ремонт домов. Сумма – около 4 миллионов – формально существует, но на расчетном счете ее нет.
Разбирается Павлов и с несколькими, учрежденными с участием ЖСК, частными компаниями. Вряд ли есть сейчас смысл говорить о том, для какой цели эти компании учреждались. Главное сейчас, считает Павлов, найти – куда, на каком основании и кем перечислялись деньги кооператива. И вернуть их…
В общем, часть документов по результатам проверки уже направлена в прокуратуру, часть – доказана. Другая часть – требует доказательств. В любом случае, разгребать чужое «наследство» кооператива – дело не из легких. Не только в хозяйственном смысле, но и в моральном…
Кооперативная перспектива
Несмотря на небольшой срок работы в правлении, Виктор Павлов убедился, что у развития ЖСК есть отличная перспектива. В кооператив приходят инвесторы с предложениями сотрудничества (у ЖСК есть определенные льготы на строительные работы). Появились хорошие перспективы по строительству жилых домов. «Обнаружены» несколько объектов незавершенного строительства, начатых при участии ЖСК. Но с ними еще предстоит разобраться. Есть возможность организовать работу собственного расчетно-кассового центра. Это – и экономия для членов ЖСК, и удобство в управлении денежными потоками.
Для меня было странным узнать, что в домах ЖСК не установлены общедомовые приборы учета. Но, говорит Павлов, в ближайшее время будет решаться вопрос по установке приборов на первые, «проблемные» 6-7 домов. Тогда можно начинать экономить и снижать плату за энергоносители.
А пока… Пока основное время занимает подготовка к конференции 4 марта. Люди, недовольные решением суда, обращаются и в прокуратуру. Прокурор стандартно предупреждает Павлова: «в случае нарушения закона…»
Терпения у Павлова пока хватает. Приходится терпеливо объясняться не только с членами ЖСК, старшими по домам. Но и встречаться с теми, кто накаляет ситуацию. Кстати, встречей с Брагиным, одним из тех, кто подписал обращение к губернатору, мэру и прокурору, Виктор Павлов доволен. Говорит, что начали понимать друг друга…
Попытка «захвата»
У журналистов не принято говорить о том, что они не могут доказать. И, читая «памятку председателю собрания подъезда (дома)», которую Павлов раздает этим людям, я встаю перед дилеммой: писать об этом или нет. Но, думаю, исполняющий обязанности правления ЖСК «Комплекс» разъяснит всем желающим, что он имел в виду, когда написал, что существует попытка захвата правления группой, подававшей иск в суд. Тем не менее, поскольку я занимаюсь коммунальной темой больше полутора лет и знаю не только общие тенденции, но и конкретных людей и ситуации, могу подтвердить: опасения Павлова небезосновательны.
В общем, «спасение» членов кооператива – в руках кооператива. И рубить с плеча здесь нельзя. Разбираться нужно.
Возможно, поэтому в памятке Павлов пишет: «Планомерно готовится очередная конференция (согласно уставу). Постепенно налаживается нормальная работа, но ее хотят сорвать. Вопросов накопилось много, надо работать, а не бегать по судам. Давайте работать вместе (стабильность – в интересах всех, все изменения – с общего согласия)».
А на мой вопрос Виктору Анатольевичу – как он отнесется к тому, если его не изберут председателем – он ответил: «Работать в кооперативе с раннего утра и иногда до полуночи – нелегко. Да и предпринимателем я больше зарабатывал. Но, если оставят – наведу порядок. У кооператива – хорошая перспектива».
Геннадий Антонцев, член Общественной палаты
Ульяновской области