Спросите, откуда они взялись? Да из нашей истории

государства Российского. Великая государыня Екатерина Алексеевна пригласила из Германии своих земляков освоить неосвоенные территории, кои, по ее Императорского Величества Указу, передавались им в вечное пользование.

На волжские берега первые переселенцы из немецких краев прибыли в 1764 году. С той поры Россия стала их второй родиной. В наиболее благодатном, по нынешним меркам, 1913 году их в Поволжье насчитывалось 600000. В 1924 г. даже была образована Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья.

А до нововведения Екатерины второй была знаменитая Кукуевская слобода, где учился незнаемому будущий Петр Великий, и осталось в истории имя его верного друга и наставника Лефорта, позже – имена адмирала Ф. Беллингсгаузена, поэта А. Дельвига, декабриста В.Кюхельбеккера, мореплавателя И.Крузенштерна, художника К.Брюллова, писателя Д.Фонвизина и многих других, кто жил и творил во славу России, чьими именами она гордится и сегодня.

Потом была Великая Отечественная…

«Русланддойче

с большой

русской буквы»…

Это строки из стихотворения Елены Зей-

ферт, вчитайтесь в них: Крылья – вширь, и поверх голов Станем, делая тысячный круг, мы Двуязыкими магами слов, Русланддойче с большой русской буквы. Две культуры, два духа…Вдвойне Нам достанет родительской речи… Плуги неясны на новой стерне Прежних кладбищ… Озимые крепче.

«Две культуры, два духа…»

Я спросила у Евгения Миллера, заместителя редактора газеты российских немцев «Рундшау», гостя нашей традиционной страницы «Мир дому твоему», о том, кто и как повлиял на жизнь немцев на Руси, кто победил: немецкие скрупулезность, экономность, расчетливость и рационализм или наша, известная всему миру «обломовщина».

– Произошло естественное взаимопроник-

новение культур, – ответил мой собеседник,

– в тех местах, где большую часть жителей составляли переселенцы, естественно, легче было сохранять и язык, и обычаи, а если на все село оказывалось две-три немецких семьи, разумеется, обрусение проходило более интенсивно. Столетия жизни переселенцев в России создали совершенно новое сообщество, новое национальное формирование. Русланддойче – русские немцы, это не нами придумано, так нас называют и в Германии, и в Америке – вообще в мире. Нацизм, развязавший вторую мировую войну, стал бедствием и для тысяч российских немцев, которые были сосланы в места не столь отдаленные. Ломались судьбы, обрывались жизни только из-за того, что ты – немец. Исторический парадокс или политическая необходимость? Кто ответит? У меня

– два деда. Один умер в трудовом лагере, другой воевал против фашистов в нашей Советской Армии.

Немцы, пришедшие в Россию по приглашению Екатерины II, переселялись с целью наладить быт, работать и жить в мире и покое. Именно трудолюбие и миролюбие отличают тех, кого называют русскими немцами. Но война сделала свое черное дело. И понадобились десятилетия для того, чтоб восстановить утраченное.

В 1990 году Ульяновск и Ульяновская область первыми в Российской Федерации совместно с немецким обществом «Возрождение» пригласили и организовали переезд российских немцев из Сибири, Казахстана и Киргизии (мест бывшей ссылки) на ульяновскую землю. Погибавшее село Богдашкино приехавшие немцы отстроили практически заново. Нынешнее правительство Германии помогло финансово, и появился в селе сыроваренный завод «Надежда». С помощью областной администрации построили школу на 240 мест. Со временем организовали там Центр немецкой культуры, а администрация села Богдашкино имеет официальный статус национального немецкого сельсовета. В 30 километрах от областного центра есть село Октябрьское. В 1942 году сюда привезли немцев-мужчин, их тогда называли трудармейцами. Отличные специалисты во многих отраслях, они работали вместе с жителями села, а когда в 1946 году им разрешили привезти свои семьи, осели здесь навсегда.

В 1989 году было организовано немецкое культурно-просветительское общество «Возрождение», его возглавил и стал первым председателем профессор Евгений Николаевич Миллер. С этого времени духовная жизнь русских немцев стала намного богаче и интереснее. А с образованием в 1999 году Ульяновской региональной немецкой национально-культурной’ автономии появилась возможность не только возрождать национальные традиции, издавать газеты и учебники, но и принимать участие в судьбах людей. Много внимания уделяется пожилым людям, особенно бывшим трудармейцам, их лечение в санаториях области проводится на средства, поступающие из Германии в соответствии с программой работы с пожилыми людьми.

Город является основным центром работы национально-культурной автономии. Здесь у нас глубокие корни. Стоит только вспомнить, что архитектором здания бывшего Дворянского собрания (старое здание Дворца книги) был И.А. Бенземанн, а скульптором памятника Н.М. Карамзину – российский немец П. Клодт. Добрая историческая память дорогого стоит. И мы эти традиции поддерживаем. В восстановленном здании лютеранской церкви Св. Марии не только возоб-

новились службы, но его двери открыты и для концертов известных хоровых коллективов, и для любителей классической музыки, на которые с удовольствием ходят все, без ссылки на национальность.

Поделились хлебом с Америкой

Конечно, не национальность, а суть человеческая определяют ценность каждого из нас. Но вот звание «русланддойче» – русские немцы – знаменательно. Знаете, даже в Америке русские немцы выделены наособицу. Где-то в начале прошлого века они покинули свои дома и земли на Украине. Их никто не гнал, просто традиционно после смерти главы семьи дом и земля доставались старшему сыну. Остальные вынуждены были искать новое место для жизни и работы. Кто-то из «младшеньких» подался за Урал, часть перебралась в Америку. Знаете, что увезли они с собой за океан? Только зерно. И гордость штатов – твердые породы пшеницы – это работа именно русских немцев, земледельцев из России. Это – к слову. А главное – вот он, наш центр по возрождению и развитию национальных культур. Дай Бог, чтоб в этом центре всегда царили согласие и дружба, чтоб приходили туда люди всех национальностей одной большой родины, имя которой – Россия.