На вопросы читателей отвечает юрист Елена Олейникова. Свои вопросы вы можете присылать или приносить в редакцию газеты «Новый град Симбирск» по адресу: г. Ульяновск,

пр-т Лен. Комсомола, 39, тел. 21-80-08.

Получить консультацию юриста можно в редакции газеты «НГС» по субботам, предварительная запись по тел. 72-27-20.

Вся страна усиленными темпами движется к цивилизованному рынку. А мы, обыкновенные потребители, не готовы принять и нести ответственность за собственный выбор.

Прошли времена дефицита, когда вопрос о цене являлся излишним, – было бы что брать. Сейчас один и тот же товар в пределах одного микрорайона можно приобрести с разницей в стоимости до двух, а то и трех раз. И этот факт, к сожалению, не является нарушением Закона со стороны продавцов. Покупатель самостоятельно определяется с выбором товара и решает, является ли приемлемой предлагаемая цена покупки.

Однако, некоторые «ушлые» продавцы товаров (далеко не являющихся товарами первой необходимости) умело используют стратегию и тактику приема прямых продаж и продают товары на дому у потребителя.

Усиленная реклама «эликсира здоровья» проводится в подъездах жилых домов. Собирают стариков, пенсионеров, представляются сотрудниками медицинских учреждений.

Нередки случаи, когда продавцы используют приемы нейро-лингвистического программирования и вводят потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара и его необходимости. Пожилые люди отдают последние деньги, некоторые (наиболее внушаемые) отправляются в сопровождении представителей продавцов в банк, где снимают с сберкнижки последние крохи, чтобы рассчитаться за «чудо-приборы».

Позже, когда развеется дым эйфории от приобретенной покупки и новоиспеченный владелец ознакомится с технической документацией, выясняется, что применение «чудо-прибора» противопоказано людям старшей возрастной категории, а также лицам, имеющим кожные заболевания и иные отклонения в здоровье.

И начинается поход «за правдой». Пункт 1 статьи 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца в разумный срок расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещение других убытков.

Пункт 2 ст.12 гласит, что продавец, не предоставивший покупателю полную и достоверную информацию о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 ст. 18 Закона РФ « О защите прав потребителей».

Законное требование о возврате денег, оказывается, некому предъявить, так как фирма-продавец давно поменяла адрес места нахождения, а сотовые телефоны представителей компании не отвечают.

Некоторые покупатели выигрывают судебные процессы. Но если платежеспособность таких компаний вызывает сомнения, всегда есть вероятность невозможности взыскания по исполнительным документам.

Что же в итоге? – Нервный стресс. Суд выигран. А деньги никто не возвращает.

Чтобы избежать таких ситуаций, нужно помнить следующие правила:

-не пускать в квартиру и не общаться на лестничных клетках с незнакомыми людьми, теми, кто вполне может оказаться мошенником, кем бы они ни представлялись (если сомневаетесь в добропорядочности настойчивого посетителя, вызывайте участкового уполномоченного милиции);

-покупать товары и заказывать (услуги) можно только в предназначенных для этого местах;

-знакомиться с техническими характеристиками нужно до того, как производить расчет;

-следует требовать кассовый и товарный чек, на котором обязательно должны иметься реквизиты и наименование продавца (исполнителя);

-покупки по возможности следует планировать, выбирать наиболее выгодные модели и ценовые предложения.