Громкий судебный процесс стартовал в минувшую пятницу в Ульяновске. Замдиректора местной компании сотовой связи обвиняется в том, что отказался предоставлять прокуратуре детализацию телефонных переговоров клиентов без санкции суда. Впрочем, прокуратура уже изъяла информацию у компании. Чтобы операция прошла без проблем, офис оператора был блокирован спецназом. Судебное решение по скандальному делу обещает стать резонансным. Речь идет о том, останутся ли телефонные разговоры россиян тайной.
Скандал разгорелся после того, как компания «Ульяновск GSM», обслуживающая свыше 500 тыс. абонентов в Поволжье, отказалась выдавать областной прокуратуре детализацию телефонных переговоров ряда клиентов без санкции суда. Заместитель директора компании Юрий Орлов пояснил, что он не имеет права это делать согласно Конституции РФ и закону «О связи». Однако представители прокуратуры все равно добились своего. Рассказывают, что в центральный офис «Ульяновск GSM» силовики приехали вместе со спецназом и поставили тамошнюю охрану к стенке. В прокуратуре же утверждают, что «все было цивилизованно».
«Мы действительно на всякий случай приехали вместе с СОБРом, поскольку до этого в компании в ультимативной форме отказались давать информацию, – пояснил «Новым Известиям» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – Вся операция заняла не более 12 минут, после чего нам предоставили требующуюся детализацию переговоров». В компании, в свою очередь, пояснили, что уступили прокуратуре, опасаясь изъятия серверов.
По словам г-на Зимы, прокуратуре были нужны данные, касающиеся бывшего заместителя главы администрации Засвияжского района Ульяновска Сергея Щавлева и его подчиненных, в отношении которых были возбуждены уголовные дела. «Мы обратились в Ленинский районный суд, где поставили вопрос о получении детализации переговоров подозреваемых, – рассказывает Василий Зима. – Но суд указал нам на определение Верховного суда России от 2 июня 2006 года. В определении говорится о том, что санкция суда не нужна, а достаточно постановления, санкционированного прокурором. Оператор мобильной связи не согласился. Это понятно – они монополисты, и не желают, чтобы кто-то оказывал на них давление».
Между тем определение Верховного суда, на которое ссылаются правоохранители, довольно неоднозначное. Оно относится к конкретному случаю, произошедшему в Нижегородской области, где компания сотовой связи отказалась предоставлять милиции детализацию телефонных переговоров. В том случае речь шла об украденном телефоне. И в определении Верховного суда указывалось: «целью выемки является только информация о входящих и исходящих звонках с похищенного телефона». Но ульяновские правоохранители почему-то проигнорировали это уточнение.
Тем временем компания-оператор, похоже, не намерена вступать в открытое противостояние с прокуратурой. Официальный представитель «Ульяновск GSM» пояснил, что «руководство резко ограничило подчиненных в каких-либо комментариях».
Сейчас и силовики, и операторы мобильной связи ждут окончания процесса, стартовавшего в мировом суде Ленинского района Ульяновска. Если Фемида признает действия прокуратуры законными, то ее методы могут получить распространение в остальных регионах страны. А это приведет к тому, что абоненты сотовой связи автоматически окажутся под колпаком спецслужб.
Могут ли силовики требовать распечатку звонков?
Ирина ОСАДЧАЯ, пресс-секретарь оператора сотовой связи МТС:
– В соответствии со статьей 32 закона «О связи» и статьей 23 Конституции России, предоставлять прокуратуре детализацию телефонных разговоров наших абонентов мы можем только по решению суда. Детализация телефонных разговоров – это полная распечатка тех номеров, на которые звонил человек. В этой распечатке, как правило, фиксируется и продолжительность телефонного разговора.
Станислав МАРКЕЛОВ, адвокат, президент Института верховенства права:
– Требуя от сотового оператора распечатку телефонных звонков абонента и не имея на это санкции суда, прокуратура грубо нарушает закон. Такого рода информацию она может получить только в случае возбужденного уголовного дела и имеющейся судебной санкции на изъятие этих материалов. Ссылаться на некое решение суда в другом регионе страны недопустимо, поскольку в России не прецедентное право. Если речь идет о сборе оперативной информации, т.е. сведений, которые собираются до заведения уголовного дела, то прокуратура не наделена этой функцией. Это прерогатива милиции или ФСБ.
Лев ПОНОМАРЕВ, правозащитник, лидер движения «За права человека»:
– Вмешиваться в личную жизнь граждан недопустимо, и подобное требование прокуратуры не назовешь иначе, чем наглостью. Запрашивать распечатку разговоров или телефонных звонков без санкции суда незаконно. К сожалению, сегодня работа прокуратуры совершенно не доступна для общественного контроля.
Записал Алексей ОЛЬШАНСКИЙ