Решение о переводе производства Ил-76 в Ульяновск пока еще не принято окончательно

НА МИНУВШЕЙ неделе главком ВВС ГЕНЕРАЛ АРМИИ ВЛАДИМИР Михайлов заявил журналистам, ЧТО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ о переводе из Ташкента в Ульяновск производства самолета ИЛ-76 С ДВИГАТЕЛЕМ ПС-90.

Информация о возможном «перелете» производства знаменитых «воздушных рабочих лошадок» на ульяновскую землю, как, впрочем, и об отказе от такого перевода, появлялась уже неоднократно. Теперь,судя по заявлению главкома, это уже однозначное решение. По оценке Михайлова, производство Ил-76 в Ульяновске позволит снизить затраты в несколько раз. «Когда самолет делали в Ташкенте, более 90 процентов материалов и комплектующих везли из России, что поднимало цену на Ил-76. Теперь он будет стоить дешевле, причем самолет будет модернизирован», — приводит слова генерала агентство ИТАР-ТАСС.

Официально о таком решении на Ульяновском самолетостроительном заводе пока никто не знает, к тому же, как поясняют специалисты, на то необходимо решение правительства и согласование с Объединенной авиастроительной компанией (OAK). Впрочем, по словам исполнительного директора Валерия Савотченко, пока принимается политическое решение и в производство ни один чертеж не запущен, идет проработка вопросов, подписываются в предварительные соглашения. О подробностях соглашений руководство завода сообщать отказывается, хотя никто не отрицает, что в производстве Ил-76 заинтересованы. Тем более что по опыту производимых прежде Ан-124 «Руслан» модельный ряд рампо-вых самолетом, к которым относится Ил-76, дело знакомое.

На состоявшемся недавно заседании общественного совета премии «Крылья России», представляя свои проекты, специалисты ГК «Волга-Днепр» заявили, что самолеты Ан-124 и Ил-76 — лучшие образцы отечественного авиапрома и их необходимо продвигать дальше, однако в формирующемся сейчас модельном ряде ОАКа эти самолеты почему-то не присутствуют.

— Подобной тяговой лошадки в данном диапазоне грузоподъемности просто ни у кого больше нет, — говорит руководитель департамента информации ГК «Волга-Днепр» Эдуард Шульц. — И если самый большой в мире самолет «Руслан» не каждый в состоянии приобрести, то Ил-76 необходим очень многим.

Между тем, по словамШульца, в OAK прекрасно знают о потребности в этих самолетах — только «Волги-Днепр» подавал заявку на 15 самолетов Ил-76 и 12 самолетов «Руслан». Подобные заявки есть от авиакомпании «Полет» и от АНТК им. Антонова.

— Вот если Минобороны выступит заказчиком на самолеты Ил-76 с готовностью проплатить заказ, то тогда можно быть спокойным, что это учтет и OAK, a пока еще все не так просто, — отметил Шульц.

Глядя на перспективы модельного ряда ОАКа, специалисты отмечают, что, к сожалению, в его формировании играет роль не столько реальная потребность страны в том или ином самолете, сколько интересы конкретных авиастроительных компаний. Между тем, даже если Ил-76 и будет производиться в Ульяновске, еще остается под вопросом, какая серия самолетов будет производиться, хотя главком и говорил о необходимости модернизации.

Известно, что в Ташкенте производилась традиционная серия самолетов Ил-76, которые по характеристикам двигателей, шумам и параметрам авионики уже не отвечают современным международным требованиям. Однако была произведена доработка — самолет с другими двигателями ПС-90 и новой авионикой — Ил-76ТД-90ВД — пока существует в единственном экземпляре, зато имеет возможность летать во все страны мира. Будет ли производиться в Ульяновске именно эта модификация — пока тоже под вопросом, поскольку, по словам Шульца, модификация запатентована, группа компаний «Волга-Днепр» является ее правообладателем, а за патент придется платить. Вероятно, именно поэтому пока никто ничего не говорит о переходе на серийный выпуск новой модификации, а во всех уже звучавших заявлениях «Рособоронэкспорта» назывались только Ил-96МД и Ил-96МФ, которые, по словам специалистов, являются уже вчерашним днем, несмотря даже на установку двигателей ПС-90.

Все сейчас ждут, что именно доложит Президенту России вице-премьер правительства России Сергей Иванов о модельном ряде ОАКа. От этого и зависит будущее ульяновского завода. А пока заявление главкома — хорошее пожелание, которое, к сожалению, нигде документально не прописано.

Кстати

Пока принято решение о частичном переносе производства Ил-76 в Россию. Теперь предполагается, что Ташкентский авиазавод в 2008—2010 годах построит 15 самолетов. Остальные 23 самолета будут собраны в Ульяновске. На это правительство РФ выделит 6,4 миллиарда рублей. Начало серийной сборки запланировано на 2010 год, а с 2012 года в Ульяновске будут выпускать по десять самолетов типа Ил-76МД. Само исполнение контракта перенесено с 2012 на 2013 год.