Федеральный закон №131, вступивший в действие в нашем регионе на три года раньше обозначенного для всей страны срока, стал для муниципалитетов сущим наказанием. Есть в народном фольклоре такое определение – «система ниппель». Что оно означает, надо думать, известно всем – туда дуй, а оттуда… ну, фиг, в общем.
Вот и закон о местном самоуправлении представляется муниципальным властям как раз такой, мягко выражаясь, односторонней системой. Впрочем, судите сами.
В соответствии с названным законом из муниципальной, а проще – городской собственности планируется передать в собственность государственную (областную) и федеральную 112 нежилых объектов. И принять от них на баланс города 700 объектов как нежилого, так и жилого фонда. Принять-передать, чего, казалось бы, проще – да и выигрыш какой! Отдаешь чуть за сотню, а приобретаешь целых семьсот. Однако красота эта только на поверхности, на листах законов и следующих за ними постановлений и распоряжений. А вот на практике все по-другому.
Не оформишь – не передашь
На практике все выглядит не то чтобы некрасиво, а, скорее, даже уродливо. Каждому, надо думать, понятно – просто так принять и передать что-то может, скажем, сосед соседу. В делах же по передаче объектов типа КДЦМ или, там, ДК какого-нибудь, или, к примеру, здания облпрокуратуры – тут, понимаете, без документации не обойтись. Так вот, чтобы передать собственность из одного уровня в другой, необходимо представлять (это предписано постановлением Правительства РФ №374 от 13.06.2006 г.) следующие (в том числе) документы: копии правоустанавливающих документов; выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации прав на зарегистрированные объекты; техническую документацию.
Поскольку 131-й закон на наш регион обрушился внезапно, то оказалось, что указанных документов на большинство подлежащих передаче объектов (всех трех перечисленных выше форм собственности) в природе не существует – нет денег на их оформление.
За что мэрия платит
А деньги нужны немалые: только на бумаги для передачи объектов от города в область нужно 1,2 миллиона рублей, а чтобы оформить здания в собственность федеральную – еще 400 тысяч. Упомянутым выше 374-м постановлением Правительства обязанность сбора всех документов возложена на муниципалитет, в нашем случае – на мэрию Ульяновска. Всех документов на каждый объект нужно ровно по 24 штуки. Собрать, согласовать, отправить в область и в столицу – все это тоже немалых денег стоит. А платить за все должна только мэрия, то есть, по сути, мы с вами, уважаемые читатели.
Областные и федеральные власти ограничиваются только распоряжениями и актами приема-передачи. Короче говоря, черкнул пером – и никаких тебе хлопот! И сведений об объектах собирать не нужно никаких – ни о стоимости, ни о площадях, ни о техническом состоянии – только название и адрес. То есть показал пальцем на что-то стоящее и и доходное (от продажи либо в аренду), изрек властно «Хочу!», и на тебе – на блюдечке с голубой каемочкой.
А если что-то висит обузой, разваливается на глазах и не сулит ничего, кроме затрат, то опять ткнул перстом указующим, небрежно промямлил «Забирай» – и опять никаких тебе проблем – мэрия все за свои денежки оформит, потом отремонтирует, а дальше так и будет тащить на себе никому не нужный балласт, затрачивая на его содержание и обслуживание немалые бюджетные средства.
Чьи ДК
Но если что-то по закону должны власти субъекта или федералы городу передать (вроде прибыльного концертного зала ЦНТИ) – даже и в перечень передаваемых объектов внесено, но передавать не хочется, то можно и не торопиться выполнять 131-й. Ответственности все равно же никакой! Но вот что интересно – ЦНТИ (или КДЦМ) пока принадлежит области. И доход от него пополняет областной бюджет. А вот деньги на ремонт здания собирали почему-то с горожан.
А возьмите ДК им. 1 Мая. Какие деньжищи вбухал в его строительство машзавод, соорудив в конце концов нечто никак в ландшафт Нижней Террасы не вписывающееся – ни по облику, ни по назначению. Такому бы культурному центру да в центре города стоять – цены бы ему не было. Когда машзавод стал потихонечку хиреть и не мог уже содержать досуговый центр – заводское руководство решило продать храм культуры. Область тут как тут – и стал ДК областной собственностью. Только дорогой и бесполезной оказалась игрушка – дохода никакого, поскольку даже самые посредственные артисты ехать в заволжскую яму не хотят. И жителям правобережья на концерты сюда кататься тоже не хочется – вот область и пытается теперь избавиться от ДК на Нижней. А с ним и от ДК имени Чкалова, и ДК «Строителей», и много чего другого. Следуя принципу «на тебе, Боже, что нам негоже». А что – все в порядке, все в полном соответствии с законом.
В соответствии-то оно, конечно, в соответствии. Только вот после таких соответствий мысли в голову нехорошие лезут почему-то, вопросы всякие возникают – типа, для кого в нашем государстве законы пишутся. Кажется, 131-й свободу муниципалитетам дает. Да не тут-то было – он только государство в лице властей федеральных и областных от обузы избавляет. А имя той обузе – ответственность.