– Нам за декабрь не выдают зарплату, и не собираются, – рассказывала позвонившая в редакцию «НГ» работница Майнской швейной фабрики. – За январь отдали, за февраль тоже, а за декабрь не отдают. А там деньги хорошие, терять жалко.

Ситуация стала более понятной, когда мы встретились с сотрудниками фабрики – как рядовыми, так и руководителями.

Реорганизация

Выяснилось, что с января 2007 года на месте ОГУП «Майнская швейная фабрика» организовано ООО с тем же названием. Зарплата, начисленная в ОГУП в декабре сотрудникам, действительно не была выплачена. У фабрики были большие долги по налогам, Якобы для того, чтобы не попасть в разряд банкротов, прежний директор предприятия Петр Егоров предложил сотрудникам погасить часть долгов зарплатой с обещанием выплатить ее позже.

А сразу после новогодних и рождественских каникул все работники перешли в новую организацию, хозяином которой является ООО «Барышская швейная фабрика». ОГУП, который все-таки идет к банкротству, не имеет права передавать в аренду производственные площади. Это решалось на уровне министра госсобственности и земельных отношений Юрия Пузракова. Как удалось выяснить «НГ», участие в реорганизации предприятия принимал и губернатор области Сергей Морозов. Так, непосредственно вопрос с заработной платой работников был согласован с ним, и новые хозяева фабрики пообещали погасить долг перед людьми. Однако до сих пор в Майне ждут обещанного.

По словам директора ОГУП «Майнская швейная фабрика» Александра Фирсова, речь идет о приличной сумме – порядка 160 тысяч рублей. 2 марта работники фабрики передали в Барыш письмо с просьбой обратить внимание на их бедственное положение и отдать заработанные деньги.

Бунт

Ответа на послание люди не получили до сих пор (на 9 марта – Ред.). Видимо, из-за молчания «верхов» в «низах» назревает бунт. Фабрикантки полны решимости отстоять свои деньги. Вплоть до того, что грозятся вырубить рубильники и прекратить работу.

– Нам обещали, – рассказывают женщины, – что с новыми хозяевами мы будем получать хорошую зарплату – по 3-3,5 тысячи. А что получается? Начали выпускать новую куртку для нефтяников. С ней работы – руки повыламываешь. А некоторые за март получили по 200 рублей. Ездим на работу из Березовки, Вязовки. На дорогу за месяц 300 рублей прокатываем. А у нас дети, кредиты, куда податься? И работаем по 12 часов! Стали возмущаться, Фирсов на дверь показывает. Не хотите, мол, работать, увольняйтесь.

– Было такое в горячах, – не отказывается от своих слов Александр Сергеевич, – но нельзя же только требовать! Я считаю, идет умышленное нагнетание ситуации. До того, как шить эту куртку, мы выпускали детскую. Тоже новая продукция, с которой надо было освоиться, приобрести навыки. И ситуация была точно такой же. План – 120 курток в день. Пошли разговоры, что это нереально, никогда такого не будет. Но не я же план устанавливаю, специалисты расчеты делают. Начали тогда с 20-30 курток за смену. Потом пошло – 70, 80, 117, 123… Потому что научились.

Для директора нынешняя ситуация кажется прозрачной.

– Искусственно не выполняется план по «Ангаре» (новая продукция – Ред.), – уверен Фирсов. – В расчете на то, что план снизится, а расценки повысятся. Многие не укладываются в план, поэтому и зарплата с выработки получается маленькой. Мы не против, если кто-то хочет прийти на работу пораньше или остаться попозже, чтобы сделать норму. Некоторые швеи так и делают. Это разумно, ведь они могут заработать и по 5000 рублей. А другие только требуют.

Женщин такая постановка вопроса не устраивает. Опытные швеи с 20-летним стажем научились считать каждую копейку, и знают, сколько может стоить та или иная операция.

– Мы расценки на эту куртку узнали только в конце месяца, – возмущаются они. – Молнию втачать – рубль сорок, сложные карманы с клапаном – рубль тридцать. Липучка – 0,01 рубля. Кому это понравится? Февральскую зарплату люди получили, и сразу пять человек уволились. В апреле еще десять уйдут!

– Не пять, а всего двое, – уточняет Фирсов. – И те – ученики.

И добавляет:

– Мы эту куртку будем шить год. Научимся, и зарплаты будут нормальными.

Хозяин

Мы дозвонились до генерального директора ООО «Барышская швейная фабрика» Антонины Рыжовой. Антонина Ивановна согласилась прокомментировать ситуацию по телефону:

– Сотрудники швейной фабрики не понимают главного – сменился хозяин. Они начали работать на частного предпринимателя. Если у ОГУП была возможность в экстренной ситуации обратиться за помощью в администрацию, выйти на область, то частник может рассчитывать только на себя. Я не хочу решать проблему с позиции силы. Что это за постановка вопроса: «Дайте деньги, не то мы вырубим рубильники, перекроем двери»? Пришел нормальный хозяин, люди, не поработав, начинают требовать? Не понимаю! Где же вы были раньше? Почему позволили разворовать производство, довести его до такого состояния? На сегодняшний момент выплата декабрьской зарплаты остается обязанностью ОГУПа. Мы пошли навстречу губернатору Сергею Ивановичу Морозову, который поднимал этот вопрос, пообещали рассмотреть возможность погашения задолженности. Но пока еще полностью не оформлены документы, не подписан договор аренды. Анализ работы ООО за два месяца показал, что фабрика не приносит прибыли. В принципе, мы предполагали, что еще месяцев 6-7 предприятие будет работать в убыток. Но если бы сотрудники вышли на нас с предложением: «Мы повысим производительность труда на 20%, а вы рассмотрите наш вопрос», дирекция пошла бы им навстречу. А тут ситуация – дайте, а то работать не будем. Простите за резкость, но «как потопаешь, так и полопаешь».

Кстати

Майнская швейная фабрика, оказывается лакомый кусочек для многих. В кругах, приближенных к большому бизнесу, считается, что область сделала правильный ход, доверив фабрику нашим предпринимателям. Какими-нибудь москвичами управлять было бы намного сложнее. Если не сказать невозможно.