Страсть к разного рода номинациям захватила Россию.
Почему+то именно нынешний год в стране объявлен Годом чтения. Этот почин подхватил и Ульяновск. В конце года власть планирует провести социологический опрос и выяснить, продвинулись ли наши земляки в интересе к литературе и в духовном развитии.
Донцова завалила Пикуля
Ульяновск в рамках новой номинации позиционировал себя достаточно сдержанно.
Брянск, например, назвался библиотечной столицей России, Пенза прославилась намерением бороться с нецензурной бранью и студенческим сленгом, в Тобольске намереваются ввести моду на чтение…
А началось все с инициативы Российского книжного союза создать Национальную программу развития чтения в РФ.
Тревожные поводы для этого были: согласно международному тесту, Россия уступает большинству развитых стран мира по доле читающих детей в возрасте 5-6 лет. Среди юных россиян лишь 44 процента читают книги. В Великобритании этот показатель составляет 70 процентов. По доле читающих в возрасте старше 18 лет мы и вовсе занимаем последние позиции. Согласно исследованиям «Левада-центра» по итогам прошлого года, 37 процентов россиян вообще не читают книг (десять лет назад этот показатель составлял 18 процентов), 40 процентов – от случая к случаю, 23 процента – читают постоянно. Мельчают и предпочтения читающей аудитории: все рекорды по популярности чтива бьют женские детективы (ими увлекаются 24 процента опрошенных), далее следует женская проза (19 процентов), книги в жанре «российские боевики» (18 процентов). Русская советская классика в этом рейтинге – на последнем месте. Показательны результаты опроса «Левада-центра» о самых интересных явлениях культуры прошлого года. В номинации «Самая интересная книга» наибольшее число голосов набрали романы Дарьи Донцовой. Этот факт подтвердил и опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. В опросе «Люди года» россияне назвали «писателем-2006» опять же Донцову.
Сочинительница иронических детективов обошла Акунина, Солженицына, Веллера и далеко в хвосте оставила Валентина Пикуля.
Проекты и прожекты
Глава уже упомянутого Российского книжного союза и председатель Счетной палаты в одном лице Сергей Степашин отметил, что Россия входит-таки в первую пятерку стран по количеству издаваемых книг. Но лидирующие места в этом рейтинге, а также в рейтинге прочитываемых книг занимают Китай и Индия.
Так или иначе, но статус «самой читающей страны в мире» Россия решила у китайцев отобрать. Концепция Национальной программы развития чтения обсуждалась на пятом съезде Российского книжного союза минувшим летом, сейчас она в стадии разработки, но масштабность планов уже обозначилась.
Планируется поддержка и развитие библиотек и сферы книготорговли, то есть того, что последние десятилетия стабильно разрушали.
Финансирование программы предполагается общественно-государственное. В большой мере – за счет Российского книжного союза, но и при поддержке профильных министерств правительства РФ. Правда, для этого необходимо, чтобы те сочли программу соответствующей своим интересам и утвердили ее. То есть степень участия государства в деле пока не совсем ясна.
Как министр министра…
О катастрофе чтения в России впервые заговорили на официальном уровне в 2005 году.
Тогда же на страницах «Российской газеты» было опубликовано обращение экс-министра информации и печати СССР Михаила Ненашева к министру культуры и массовых коммуникаций РФ Александру Соколову. Ненашев писал как раз о необходимости принятия национальной программы чтения России, апеллируя к опыту западных стран, где, как и в России, интерес к книге во многом пострадал из-за развития электронных источников информации. И все-таки главными причинами кризиса чтения в России экс-министр назвал невиданное обнищание россиян, особенно из числа тех, кто именовался читающей интеллигенцией, и ликвидацию государственной централизованной книжной торговли. Последнее привело к тому, что города с населением менее 100 тысяч, не говоря уже о селах, не имеют книжных магазинов в принципе. Особое место в своем анализе Ненашев отвел истреблению российских библиотек, фонды которых быстрее устаревают, чем пополняются.
В письме бывшегоминистра преобладали обвинительные ноты. На его взгляд, Министерство культуры увлеклось дебатами, «круглыми столами», дискуссиями, интервью, экспертными советами по теме и на реальные дела у него нет ни сил, ни времени, ни желания.
Выводы социологов о катастрофе чтения в России и обвинительную речь Ненашева за теми же «круглыми столами» помусолили-помусолили и зажевали…
Дорогая моя книга
Теперь что-то перемкнуло в системе ценностей на самом верху, и дело, казалось бы, сдвинулось с места. Проект Национальной программы развития чтения в России в работе. Правда, государство тут чуть в стороне. Зато по всей России объявлен Год чтения, и инициатива эта с жаром подхвачена на местах.
Кстати, в Ульяновске именно в 2005 году закрыли последний муниципальный книжный магазин, где цены были сравнительно умеренные, а ассортимент вполне приличный. Пытаясь держаться принципа «книга должна быть доступной», муниципальный книжный вынужден был выживать на тех же условиях, что и модные бутики. Как результат – состояние близкое к банкротству. Власть решила с нерентабельным предприятием покончить. Письма в защиту магазина тогда подписывали сотни горожан. Читающая интеллигенция, об обнищании которой писал экс-министр министру – в их числе. Не помогло. Припозднился Год чтения в России – сгинул магазин. А хороший бы был козырь к случаю.
Но в Ульяновске и без того работа идет: например, все «культурные» ведомства в настоящий момент готовят первые отчеты о проделанной работе, и в них уже есть что написать и почитать: литературные обозрения, конкурсы, те же «круглые столы»… Есть вещи и более конкретные: например, в понедельник пресс-служба мэрии сообщила, что из городского бюджета будут выделены средства на обновление книжного фонда библиотеки имени Гончарова. Еще в городе появляются новые книжные магазины. Разумеется, частные. То есть книготорговля все равно остается делом прибыльным, хоть и покупателей, по статистике, стало в разы меньше. И в этом ничего удивительного, при нынешних-то ценах. Если тоненькую брошюру типа «Секрет твоего успеха» рублей за сто – сто пятьдесят сегодня купить еще можно, то даже самую немудреную беллетристикуназвать дешевой язык не повернется. Если она в жестком переплете.